Общий оборот контейнеров в портах России растет. За I квартал прибавилось 11% до 1,147 млн. TEU. Рост в этом году вряд ли станет гигантским, пишет Морской бюллетень “Совфрахт”. Ситуация обостряется вступлением рынка в фазу стагнации, что влечет за собой увеличение конкуренции в основном вокруг старых, а не новых объемов.
На Балтике рост совпадает с общими тенденциями рынка. Контейнерооборот в I квартале прибавил 11% 664 тыс. TEU. Доля Калининграда составила 85 тыс. TEU. Роста не наблюдалось за счет того, что БСК показал снижение на 13%, а КМТП, в свою очередь, вырос на четверть. По сути, КМТП и БСК поменялись местами. В прошлом году у КМТП было в I квартале 36 тыс. TEU, у БСК – 46 тыс. TEU, а оборот I квартала текущего года составил, соответственно, 45 тыс. TEU и 40 тыс. TEU.
Главное сражение за клиента развивается севернее. Привлекательность финских портов снижается, всплески активности рижского порта, политически обусловленные, вскоре затихнут, и основными соперниками станут УЛКТ и КТ СПб.
Открывшийся 1,5 года назад КТ СПб (МПСПб – 4-й район) значительным образом повлиял на снижение активности всех малых терминалов Финского залива, однако, замахнуться на нечто большее пока не может. Тем не менее, контейнерооборот I квартала – 48 тыс. TEU – это серьезный результат, который вывел терминал на 4-е место по Петербургу.
Совместные усилия ПЛП и Моби Дика (Global Ports) 2-го и 3-го терминалов пока еще не позволяют им достичь объемов, сопоставимых с ПКТ, хотя можно наметить тенденцию на достижение равного уровня. С другой стороны, для ПКТ, несмотря на стабильность последних лет, вероятность резкого скачка также достаточно велика.
В целом, на Невской Губе рост составил 13%, оборот – 578 тыс. TEU. В Усть-Луге (уже без участия структур Морского порта Усть-Луга) перевалено более 1 тыс. TEU. Таким образом, работа только начинается, но стратегически, в сравнении с Угольной гаванью, где базируется КТ СПб,Лужская губа – сложное место, в связи с чем, после официального открытия УЛКТ, ситуация требует более внимательного анализа.
В Новороссийске очередная смена лидера. В прошлогоднем I квартале НМТП и НУТЭП шли на равных, значительно отставая от НЛЭ – 36 и 39 тыс. TEU соответственно. В этом году НЛЭ в Iквартале продемонстрировал спад на 8%, НМТП показал рост на 23%, а НУТЭП увеличил оборот на 31%.
Ситуация, складывающаяся в портах Каспия, подталкивает к размышлениям о целесообразности развития контейнерной темы в этом регионе. Оборот порта Оля за I квартал не только упал на 9%, он еще и составил 1,7 тыс. TEU.
Более кардинально развиваются процессы в “Западному порту” в Ростове-на-Дону, где оборот в Iквартале составил 0 TEU.
Дальний Восток дал менее 11 общероссийских процентов, оборот составил чуть больше 280 тыс. TEU. Главная интрига региона состоит в том, догонит ли ВСК с приходом нового директора ВМТП и займет ли привычное для себя место? Также остаются открытыми вопросы, связанные с всеобщей контейнеризацией каждого причала во Владивостоке.
Тем не менее, определенную динамику на рынке контейнеров стоит отметить. В не последнюю очередь, она связана с ростом транзита с Дальнего Востока, который увеличился в три раза. Несмотря на относительно небольшие объемы – 11 тыс. TEU груженых и 6 тыс. TEU порожних, значимость этого факта не стоит недооценивать. Как минимум, это говорит о том, что тренд повышения ставок на линиях Азия-Европа достиг определенного предела, после которого, кстати, и петербургским компаниям придется задумываться о том, что делать дальше, и искать новые пути и возможности для роста. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)