Греция имеет самый крупный торговый флот в мире (3760 судов единичным тоннажем свыше 1 тыс. брт) и контролирует около 15% глобального тоннажа. Доминируют в данной отрасли национальные фирмы, но нарастает и иностранная конкуренция.

Мировой финансовый кризис тяжело сказался на глобальном судоходстве. Нехватка кредитов привела к сокращению мировой торговли, падению фрахтовых ставок, а следовательно, и к снижению доходов судовладельцев. Правда, греческим судоходным компаниям удалось в этих непростых условиях сохранить свои позиции и даже разместить заказы на новые суда.

По данным “Lloyd’s Registry of Shipping” на март текущего года, греческие компании контролируют суда совокупным тоннажем 155,9 млн. брт (264 млн. т двт). По дедвейту флот под греческим флагом занимает в настоящее время пятое место в мире и первое – в ЕС.

Динамика развития греческого торгового флота в 1988-2012 гг.

Месяц Год Число судов Млн. т двт Млн. брт
Март 1988 2487 85,0  47,3
Март 1989 2428 81,9 45,5
Февраль 1990 2426 84,4 46,6
Март 1991 2454 87,1 47,9
Март 1992 2688 98,2 53,9
Март 1993 2749 103,9 56,9
Март 1994 3019 120,6 66,3
Март 1995 3142 126,1 71,7
Март 1996 3246 129,7 75,1
Март 1997 3204 127,8 75,0
Февраль 1998 3358 133,6 78,9
Март 1999 3424 139,2 83,4
Март 2000 3584 151,0 90,2
Март 2001 3618 168,4 100,2
Март 2002 3480 164,6 98,2
Май 2003 3355 171,6 103,8
Март 2004 3370 180,1 108,9
Март 2005 3338 182,5 109,4
Март 2006 3397 190,0 113,6
Февраль 2007 3699 218,2 130,0
Февраль 2008 4173 260,9 154,6
Февраль 2009 4161 263,6 156,2
Февраль 2010 3996 258,1 152,6
Март 2011 3848 261,7 153,1
Март 2012 3760 264,0 155,9

Средний возраст греческого торгового флота в последние годы снижался, и в настоящее время на 2,3 года меньше этого показателя для мирового флота в целом.

Принадлежащие греческим компаниям суда зарегистрированы под флагами 43 стран, в том числе 862 судна – под флагом Греции (их совокупный дедвейт равен 74,5 млн. т), 630 – Либерии (45,8 млн. т), 523 – Мальты (36,2 млн. т), 491 – Маршалловых островов (35,8 млн. т), 408 – Панамы (22,7 млн. т), 293 – Багамских островов (16,2 млн. т), 235 – Кипра (15 млн. т).

За первые четыре месяца текущего года греческие фирмы приобрели 29 судов различных видов (на $549 млн.), а остальные крупные судоходные компании мира, вместе взятые, – 184 судна ($1,2 млрд.). В 2011 г. судовладельцы Греции заказали 156 новых судов (совокупной стоимостью $13,8 млрд.), тогда как в 2010 г. – 239.

Греческие судоходные компании закупают суда в Японии, Республике Корея, ФРГ, Украине и в меньшей степени  во Франции и Италии. В 2011 г. их доля в ВВП страны составила 14,09 млрд. евро (6,55%) против 15,4 млрд. в 2010 г.

Лидерами по дедвейту в судоходной отрасли Греции являются следующие 30 компаний (по состоянию на март 2012 г.):

  Млн. т двт Число океанских судов
Anangel/Maran Tankers/Gas 16,6 86
Cardiff/Dryship 11,3 91
Dynacom/Dynagas 9,6 69
Genmar Genco 9,0 86
Enterprises Shipping/GoldenEnergy 8,2 88
Navios 7,2 59
Tsakos Ten 7,1 72
Euronav/Gaslog LNG 6,3 46
Minerva Marine Inc. 5,4 45
Marmaras Delta Tankers 5,3 43
Gulf Marine Management SA 4,3 14
Polembros New Shipping 4,2 26
Maryville Excel 4,1 47
Thenamaris (Ships Management) Inc. 4,1 41
Danaos Shipping Co Ltd. 4,0 62
Neda Maritime 3,8 26
Centrofin Marine Trust 3,8 27
Chandris (Hellas) Inc. 3,7 24
Eastern Mediterranean Maritime Ltd. 3,5 33
Diana Shipping Services SA 3,4 35
Alpha Tankers 3,2 24
Costamare Ciel Shanghai Costamare 3,1 50
Aeolos Management SA 2,9 14
Capital Ship Management 2,7 32
Arcadia/Aegean Bulk 2,6 26
Springfield Shipping Co Panama SA 2,5 14
Golden Union World Management 2,2 22
Andriaki N. J. Goulandris 2,1 17
Vafias Group 2,1 56
Goldenport Oceangold 1,9 35

Греция имеет 123 порта, которые принимают торговые и пассажирские суда. Главными национальными портами являются Пирей и Салоники, крупными считаются также Патры, Волос, Игуменица, Ираклион, Кавала, Корфу, Элефсина, Лаврион, Рафина и Александруполис.

Правительство Греции открыло порты Пирей и Салоники для иностранных инвесторов. Интерес к созданию в них хабов для перевалки контейнерных грузов проявили китайские и арабские инвестиционные фонды.

В октябре 2009 г. Управление порта Пирей передало в концессию китайской компании “COSCO” второй и третий пирсы контейнерного терминала. Обширный план развития, разработанный этим управлением на 2010-2014 гг., включает строительство на территории порта центра для выставок и конференций, пятизвездочного отеля, расширение порта для приема круизных судов, сооружение вокруг порта монорельсовой дороги, реконструкцию исторических зданий, создание технологического парка, городскую застройку в центре и окрестностях Пирея. Однако возможности полной реализации плана в условиях долгового кризиса представляются весьма сомнительными. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)