В. Путин обнародовал в январе 2012 г. в Кузбассе программу развития угольной отрасли России до 2030 г. с финансированием в 3,7 трлн. руб., из которых менее 10% (251,8 млрд.) – бюджетные средства. Первый этап охватывает период до 2015 г., второй – до 2020 г., третий – до 2030 г.

“Реализация программы позволит к 2030 г. увеличить добычу угля в 1,4 раза – до 430 млн. т, – заявил в ходе совещания В. Путин. – Однако для решения проблем с вывозом необходима коренная модернизация железнодорожных линий”. Он отметил, что для этого потребуется корректировать Транспортную стратегию до 2030 г.

В 2011 г. компании добыли 335 млн. т угля, и транспортная инфраструктура работает на пределе. Зарубежные рынки (в первую очередь, азиатские) росли очень быстро, и на транспорте сказались неточности планирования. Совокупная прибыль предприятий выросла более чем на 50%. За последние пять лет производительность труда в угольной отрасли увеличилась на 30%. Средняя зарплата в отрасли в 2011 г. возросла на 20% – до 32 тыс. руб.

В Кузбассе в 2011 г. добыто более 192 млн. т угля, что на 1/4 превышает “советские рекорды” (153 млн. т). При разработке “Стратегии-2030” “РЖД” в 2007 г. исходили из предельной цифры добычи в Кузбассе на уровне 190 млн. т в год, а лицензии уже выданы на 220 млн. При этом в Кузбассе возможно обеспечить ежесуточную погрузку более 8 тыс. вагонов в сутки (сейчас грузится около 6 тыс.), но “лишние” поезда встанут на подходах к портам, которые очень слабо оснащены современной разгрузочной техникой.

В. Путин предложил ряд мер для решения транспортной проблемы. По его словам, в ликвидации слабых мест инфраструктуры должны участвовать все – государство, ОАО “РЖД”, грузовладельцы, железнодорожные операторы. Чтобы обеспечить координацию большого количества заинтересованных компаний, он предложил им создать саморегулируемую организацию, аналогичную “Совету рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью”.  “Совет рынка”, в частности, занимается организацией оптовой торговли мощностями в электроэнергетике, туда входят все поставщики, и поэтому там эффективно действуют механизмы гарантий поставок.

“РЖД”, Внешэкономбанк и крупнейшие грузоотправители подписали соглашение о развитии железнодорожной инфраструктуры для обеспечения нужд промышленности. Грузовладельцы разрабатывают долгосрочные планы по объемам и направлениям вывоза угля, а “РЖД” под гарантии обязательной оплаты этих перевозок привлекают доступное финансирование, в том числе заемное, и гарантируют вывоз продукции. Если проект развития инфраструктуры для какого-то направления оказывается неокупаемым, то участники обращаются в органы власти, инициируют формирование комплексных инвестиционных проектов развития территории, включая железные дороги. К разработкам подключаются профильные министерства и Внешэкономбанк, который оказывает государственную финансовую поддержку.

Президент ОАО “РЖД” В. Якунин подчеркнул, что железнодорожники давно и успешно взаимодействуют с угольными компаниями; планы строились на основе так называемого межсетевого баланса. Он отметил, что “это, наверное, один из немногих примеров использования этого зарекомендовавшего себя способа координации взаимодействия и частного капитала, и государства”.

Ранее компания “РЖД” публиковала расчеты, согласно которым ей необходимо до 2015 г. дополнительно к инвестпрограмме около 400 млрд. руб. для вывоза всей произведенной продукции, а до 2020 г. инвестиции по направлениям Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Юг и Кузбасс – Дальний Восток оценивается в 800 млрд. В компании отмечают важность того, что на правительственном уровне фиксируются обязательства бюджета по развитию инфраструктуры, в том числе через выпуск инфраструктурных облигаций, использование механизмов пенсионных фондов, а также прямых бюджетных инвестиций. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)