Председатель правления концерна Siemens AG П. Лешер заявил, что “Россия – один из самых крупных в мире железнодорожных рынков. В последующие 30 лет страна планирует инвестировать 380 млрд. евро в новый подвижной состав и инфраструктуру, при этом и городские транспортные сети также получат свои преимущества от этих инвестиций. Российские железнодорожные службы управляют гораздо более протяженным рельсовым путем, чем в любом другом государстве Европы”.

Однако ОАО “РЖД” выдвигает к зарубежным производителям железнодорожной техники требование локализации производства в России. Уже есть ряд примеров такого сотрудничества, хотя оно и сопряжено с рядом проблем.

Один из ярких примеров локализации – контракт на поставку электропоездов “Ласточка” (Desiro Rus). Только первые 38 составов будут целиком собраны в Германии, следующие 16 поездов построят с локализацией закупок компонентов в России на уровне 20%, а к 2017 г. этот показатель вырастет до 80%. Всего на совместном предприятии ЗАО “Группа “Синара” и Siemens AG в Свердловской области планируется произвести 1,2 тыс. вагонов электропоездов “Ласточка”. Для этого, по мнению президента Siemens AG в России и Центральной Азии Д. Меллера, нужно быстро выстроить сеть из более 100 местных поставщиков узлов и компонентов.

Локализация касается не только производства продукции, но и сервисных процедур. Так, в системе обслуживания высокоскоростного поезда “Сапсан” работают только два представителя компании Siemens AG, а основную часть персонала составляют российские специалисты.

Стратегия Siemens AG заключается в создании совместных с российскими партнерами производств. Как заявил Д. Меллер, “наша цель – локализовать в России полную линейку создания добавленной стоимости – от НИОКР и инжиниринга до сбыта и сервиса”.

В настоящее время в планах компании – пуск в эксплуатацию в России 10 новых производств, насчитывающих 4 тыс. рабочих мест, в области энергетического и транспортного машиностроения.

Среди других проектов локализации можно назвать освоение производства кассетных подшипников SKF в Твери, систем управления движением поездов в ОАО “Объединенные электротехнические заводы (ЭЛТЕЗА)” с участием Bombardier Transportation и грузовых вагонов – с Tatravagonka.

В январе 2011 г. было заключено соглашение о вхождении словацкого концерна Tatravagonka в капитал вагоностроительного завода “Трансмаш” (входит в “Трансмашхолдинг”, “ТМХ”) путем покупки 50% акций завода. Выпуск новейших грузовых вагонов планируется организовать на производственных мощностях ОАО “Трансмаш” (Энгельс, Саратовская обл.). Производство комплектующих для вагонов предполагается локализовать на базе Бежицкого сталелитейного завода (Брянск).

Тихвинский вагоностроительный завод (“ТВСЗ”) и АО Tatravagonka также заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере разработки, производства и внедрения инновационных изделий железнодорожного машиностроения. “ТВСЗ”, построенный и пущенный в эксплуатацию на площадке в Тихвине (Ленинградская обл.), будет производить 4 типа грузовых железнодорожных вагонов новой конструкции (полувагон с глухим кузовом, вагон-хоппер для минеральных удобрений, вагон-платформа для крупнотоннажных контейнеров погрузочной длиной 80 футов, универсальный полувагон с разгрузочными люками) совместной разработки компании Starfire Engineering & Technologies (США) и Инженерного центра объединения вагоностроителей (Россия) на базе тележки с нагрузкой от оси колесной пары на рельсы 23,5 т и 25 т разработки компании Standard Car Truck (США) и типовой отечественной тележки.

Производственная мощность “ТВСЗ” – 13 тыс. вагонов, 65 тыс. колесных пар и 90 тыс. т стального литья в год. Общий объем инвестиций – более $1 млрд.

В 2011 г. компания Bombardier Transportation приобрела пакет из 50% минус 1 акция ОАО “ЭЛТЕЗА” – крупнейшего российского производителя систем автоматики, телемеханики и связи для железных дорог. Подписанное соглашение предусматривает создание в компании “ЭЛТЕЗА” Департамента по новым технологиям и последующую локализацию производства продукции Bombardier в России.

Создание новой производственной базы в ОАО “ЭЛТЕЗА” позволит компании стать международным инжиниринговым центром по внедрению передовых технологий железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Новые цеха по производству передовых систем ЖАТ разместились на территории Лосиноостровского электротехнического завода – филиала ОАО “ЭЛТЕЗА”.

Кроме того, на ст. «Лужская-Сортировочная» вблизи морского порта Усть-Луга (Ленинградская обл.) будет реализован совместный проект германского концерна и ОАО “РЖД” по производству систем автоматизации и механизации сортировочного процесса. К 2017 г. локализация производства оборудования достигнет 80%.

Компания Knorr-Dremse адаптировала под российские требования компрессоры и воздухораспределители для тормозного оборудования подвижного состава. Как отметил генеральный директор ООО “Кнорр-Бремзе Системы для рельсового транспорта” В. Руткас, в настоящее время тормозное оборудование российского завода компании поставляется на все виды нового железнодорожного подвижного состава, а также для модернизации действующей техники.

“Для трансфера инновационных технологий большое значение имеет локализация знаний зарубежных партнеров”, – подчеркивает старший вице-президент ОАО “РЖД” – президент НП “Объединение производителей железнодорожной техники” (“ОПЖТ”) В. Гапанович. С этой целью в России создаются совместные инжиниринговые центры (ИЦ), где не только российские специалисты перенимают опыт и технологии, но и представители зарубежных компаний получают знания о специфике работы железных дорог России и, соответственно, требованиях к производимой технике.

Отраслевые эксперты считают необходимым объединить научно-производственные активы производителей железнодорожной техники для колей 1520 мм и 1435 мм (пространств “1520” и “1435”) для создания подвижного состава нового поколения. По их мнению, в Европе в настоящее время существует много интересных технических решений, которые можно перенести на “пространство 1520”.

“Важнейшей составляющей в этом направлении является открытие доступа в страны с широкой колеей крупнейшим мировым брэндам и постепенная адаптация их “ноу-хау” к реализации на “пространстве 1520”, – заявил председатель правления АО “Татравагонка” А. Беляев. – Для содействия трансферу зарубежных технологий необходима административная поддержка, связанная с изменением стандартов и предписаний таким образом, чтобы эти ограничения не осложняли данный процесс”.

Одной из серьезных преград для доступа иностранных технологий в Россию по-прежнему остаются бюрократические процедуры. Вступление России в ВТО и создание Единого экономического пространства должны способствовать их упрощению. По мнению участников состоявшегося в Москве в апреле 2011 г. семинара “Инновационные технологии в производстве ходовых частей подвижного состава и их обслуживании”, в настоящее время в России складываются благоприятные условия для активного внедрения передовых технологий в сфере железнодорожного машиностроения.

По словам торгового советника испанского посольства в России Х. Бургоса, перспектива развития скоростного сообщения с учетом проведения Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018 г. делает РФ одним из наиболее перспективных рынков железнодорожной техники и оборудования для ее производства. Особую значимость сотрудничество России и Испании приобретает в свете принятого решения о закупке у компании Talgo пассажирских вагонов с изменяемой шириной колесных пар. Железнодорожную инфраструктуру РФ и Испании объединяет много общего, в первую очередь собственная, отличная от общеевропейской колея. В связи с этим испанский опыт по строительству и эксплуатации высокоскоростных магистралей, по протяженности которых Испания лидирует среди всех европейских стран (2776 км), может быть по достоинству оценен в России.

Как заявил генеральный директор ЗАО “Росмарк-Сталь” А. Осутин, качество поставляемых из Испании машин и оборудования заслуживает внимания. К примеру, продукция Danobat Group – станкостроительного подразделения одного из ведущих промышленных холдингов в Испании – корпорации Mondragon, широко применяется в железнодорожном машиностроении; клиентами компании являются группы Alstom, Bombardier и Siemens.

Опыт работы с Danobat Group имеют и российские предприятия. Так, ЗАО “Тихвинский вагоностроительный завод” заключило контракт на поставку полностью автоматизированной линии для производства колесных пар. При этом перед поставкой в Россию автоматизированная линия была полностью собрана в Испании, проверена на работоспособность, демонтирована и только тогда отправлена по назначению заказчику.

При этом обслуживание поставляемого оборудования предполагает не только специальный сервисный контракт и регулярное превентивное обслуживание, но и постоянную диагностику, в том числе удаленную. Кроме того, компания производит регулярное обновление программного обеспечения и технологии, которое при необходимости включает переустановку станка и пуск его в эксплуатацию.

По словам представителя Danobat Group Х. Родригеса, решения, используемые разработчиками компании на оборудовании по обработке деталей железнодорожного оборудования, позволяют практически на 100% избежать последствий металлургических дефектов.

Испанская компания Soraluce, входящая в состав Danobat Group и специализирующаяся на разработке различных решений для железнодорожной отрасли, поставляет в РФ оборудование и технологии для обработки рам тележек, корпусов редукторов, блоков клапанов и других деталей. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)