Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса и “арабской весны”, воздушные перевозки пассажиров и грузов на Ближнем и Среднем Востоке растут более высокими темпами, чем в среднем по миру. Например, в 2010 г. пассажирские авиаперевозки в регионе увеличились на 17,8%.

Согласно прогнозам, в период до 2020 г. страны Ближнего и Среднего Востока закажут более 1 тыс. самолетов, что составит около 14% мирового спроса. Примерно половина будущих заказов со стороны региона придется на ОАЭ.

В основе указанных прогнозов лежат такие факторы, как преобладание в регионе населения в возрасте 25-40 лет, значительная и быстро растущая прослойка среднего класса, высокий уровень ВВП на душу населения ($36 тыс. в ОАЭ и $76 тыс. в Катаре в 2010 г.), динамичное развитие экономик стран региона (со среднегодовыми темпами от 3% до 16%), постоянно растущий приток туристов (60 млн. в 2010 г., или на 14% больше, чем в 2009 г.), благоприятное географическое положение, позволяющее региону, и прежде всего ОАЭ, играть центральную роль на пересечении новых воздушных коридоров.

Для поддержания роста авиаремонтной промышленности власти стран Персидского залива вкладывают значительные средства в аэропортовые проекты. Так, в Катаре пассажирооборот нового международного аэропорта NDIA (New Doha International Airport) планируется увеличить до 25 млн. человек в конце года и до 50 млн. – в 2015 г., а грузооборот – до 2 млн. т к 2020 г. В ОАЭ два дубайских аэропорта должны к 2015 г. принимать до 95 млн. пассажиров. С завершением строительства четвертого терминала (Midfield) пропускная способность международного аэропорта Абу-Даби возрастет к 2015 г. до 20 млн. человек.

Авиатранспортные компании ОАЭ и Катара располагают соответственно 287 и 97 самолетами, а весь воздушный флот региона насчитывает более 900 машин. Кроме того, ОАЭ и Катар (а также Саудовская Аравия) имеют самые значительные на Ближнем и Среднем Востоке парки вертолетов и бизнес-самолетов.

Воздушный флот компании Emirates (Дубай) представлен в настоящее время 151 самолетом, Etihad Airways (Абу-Даби) – 57, Air Arabia (Шарджа) – 27, Fly Dubai (Дубай) – 16, Qatar Airways (Катар) – 97.

Власти ОАЭ поставили авиаремонтную промышленность во главу угла развития их экономики и к 2020 г. намерены инвестировать в нее сумму, эквивалентную 136 млрд. евро. Кроме того, подъему в этой отрасли способствуют амбициозные программы авиакомпаний Emirates и Etihad Airways, а также суверенные промышленные фонды. В результате в Дубае в настоящее время на авиационный сектор приходится около 28% ВВП, что обеспечивает ему по данному показателю место лидера в регионе.

Развитие авиаремонтной промышленности на Ближнем и Среднем Востоке базируется на быстром росте самолетных парков в регионе и расширении имеющихся мощностей по техническому обслуживанию гражданских и военных самолетов. Согласно данным консультационной компании AeroStrategy, в 2010 г. объем работ по техническому обслуживанию самолетов в регионе составил $6,9 млрд., или 5,9% мирового показателя. Из прогнозов следует, что в ближайшие 10 лет он будет ежегодно увеличиваться примерно на 5,3% и в 2019 г. достигнет $11,2 млрд.

ОАЭ намерены сконцентрировать у себя до 25% всех работ в регионе, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием самолетов, и добиться их первоклассного исполнения. Кроме того, власти эмиратов планируют создать сеть поставщиков авиачастей с высокой добавленной стоимостью (композитных и механических). Пока ОАЭ имеют слабо развитую авиационную промышленность, но обширные планы таких крупных государственных компаний, как, например, Mubadala Development в Абу-Даби, позволяют рассчитывать на ее существенное продвижение вперед. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)