В последние несколько десятилетий Испания сделала огромные по сравнению с европейскими соседями бюджетные инвестиции в транспортную систему. Затраты на большую часть новых дорог, железных дорог и аэропортов создали “огромную дыру” в государственном бюджете.
Испания с населением в 47 млн., 17 автономными регионами, разделенными на 50 провинций (исключая два испанских анклава – Сеута и Мелилья на северомарокканском побережье), насчитывает в общей сложности 52 аэропорта. Только 8 из них являются рентабельными, а более 20 провинций имеют по аэропорту с суточной загрузкой, равной одному часу. Для сравнения, Германия с вдвое большей численностью населения, чем в Испании (81 млн. человек), и вдвое большим среднедушевым доходом имеет только 39 аэропортов.
В настоящее время Испания занимает второе место в мире по протяженности скоростных железнодорожных магистралей после КНР, где население в 30 раз превышает испанское, благодаря капиталовложениям в 39,5 млрд. евро за два последних десятилетия. Франция и Германия значительно отстают. В 2010 г. общая протяженность скоростных железных дорог в Испании составила 3744 км, тогда как в Германии слегка превысила 1400 км. В текущем году оператор испанских скоростных железных дорог – компания “Alta Velocidad Espanola” (“AVE”) – отмечает 20-летие. Она является одним из мировых лидеров по пунктуальности.
В июле 2011 г. Министерство транспорта Испании было вынуждено закрыть железнодорожную линию между Толедо, Куэнка и Альбасете, где ежедневные убытки составляли 18 тыс. евро при перевозке в среднем 9 пассажиров в день, пишет издание “El Confidencial”. Ни одна из скоростных железнодорожных магистралей в Испании (кроме одной, между Мадридом и Барселоной) не является прибыльной.
Не только скоростные железные дороги являются примером плохого планирования расходования бюджетных средств на развитие транспортной инфраструктуры. Скоростная автомагистраль между городами Картахена и Вера была спроектирована из расчета среднесуточного движения по ней 7 тыс. автомобилей, но до сих пор этот показатель не превышает 2 тыс. Расходы на ее строительство составили около 650 млн. евро. Другим примером являются подъездные скоростные магистрали к Мадриду, где среднесуточная загруженность составляет только 30% от необходимой для рентабельной эксплуатации. Инвестиции в эти дороги составили 2,6 млрд. евро.
Скоростная магистраль между Мадридом и Толедо протяженностью 90 км имеет загруженность на 80% меньше, чем первоначально оценивалось. Аналогичная ситуация с окружной дорогой в Аликанте, где прогнозировалось движение до 30 тыс. машин в сутки, тогда как в действительности этот показатель не превышает 10 тыс. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)