В настоящее время функции транспортно-экспедиторских фирм значительно усложнились. Им приходится теперь вступать в контакты со значительно большим числом сторон – перевозчиками, поставщиками складских и логистических услуг, таможенными агентами, непосредственными грузоотправителями. Кроме того, они отвечают не только за доставку груза в страну назначения, но и за его поступление конечному грузополучателю. Это усложнение обеспечило некоторым ведущим транспортно-экспедиторским компаниям новые возможности для совершенствования предлагаемых ими услуг и информационно-технологической базы, что, в свою очередь, позволило им не отставать от растущего спроса. Все аналитики сходятся во мнении, что по мере распространения глобализации на новые регионы эти главные игроки станут только крупнее и сильнее.

Сказанное объясняет тот факт, что несмотря на серьезные трудности Еврозоны, крупнейшие европейские транспортно-экспедиторские фирмы смогли в 2011 г. сохранить ведущие позиции на мировом рынке. Лидирующая среди них “DHL Supply Chain & Global Forwarding” удержала первое место благодаря весьма широкому спектру услуг, оказываемых ее клиентам. Почти 52% валовых поступлений этой компании от логистики в прошлом году приходилось на операции, выполняемые по контрактам. У ее подразделения “Exel” доходы от таких операций составили $4,1 млрд. Это подразделение, располагающее 456 складами с 9 млн. кв. м площадей, оказывает практически все виды транспортно-экспедиторских услуг и действует на всех континентах.

Как указывает аналитическая фирма “Armstrong & Associates”, в ближайшие годы компания “DHL” намерена воспользоваться ожидаемым ускорением в развитии транспорта и взаимной торговли стран Азии, а также их транспортных и торговых связей с развивающимися государствами Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Уже сейчас доля АТР в ее поступлениях составляет почти 20%, а к 2017 г. она может увеличиться до 33%.

Год назад предсказывалось, что транспортно-экспедиторские фирмы поспешат извлечь выгоды из оживления в мировой экономике и значительно увеличат оборот. Однако некоторые крупные игроки выбрали более размеренный путь, в результате чего “UPS Supply Chain Solutions”, например, опустилась в табели о рангах с 5-го на 10-е место. Однако потенциальная конкурентоспособность этой компании остается довольно высокой, ибо ее бизнес весьма диверсифицирован и сейчас ориентирован в основном на клиентов, представляющих высокотехнологичные производства, медицину и розничную торговлю. Услуги, оказываемые компанией, имеют высокую добавленную стоимость и носят комплексный характер.

В марте 2012 г. “UPS” объявила о покупке голландской фирмы “TNT Express”, имеющей 18%-ную долю на европейском рынке срочных доставок. Эта сделка укрепит позиции “UPS” не только в Европе, но и на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и АТР.

Чистые же поступления компании “Expeditors International”, крупнейшей в Северной Америке по экспедированию грузов, увеличились в 2011 г. до $1,9 млрд. и превысили уровень 2008 г. (валовая прибыль составила 31% оборота). Данная компания является также ведущим экспедитором-консолидатором на маршрутах Азия – США. В целом по миру она доставила в 2011 г. примерно 890 тыс. TEU морских грузов, почти половина которых транспортировалась из Азии в США. Европейские операции “Expeditors International” связаны в основном с воздушными грузами и обеспечивают около 13% ее общих доходов.

“Armstrong & Associates” считает, что по валовым поступлениям и объемам доставленных в 2011 г. грузов 25 крупнейших мировых транспортно-экспедиторских фирм должны быть ранжированы в следующем порядке (I – чистые поступления, млн. $; II – валовые поступления, млн. $; III – доставленные морские грузы, тыс. TEU; IV – доставленные воздушные грузы, тыс. т):

  I II III IV
 1  DHL Supply Chain & Global Forwarding 20900 32160 2724,0 2447,0
 2  Kuehne + Nagel 6676 22181 3274,0 1073,0
 3  DB Schenker Logistics 6315 20704 1763,0 1149,0
 4  Panalpina 1672 7358 1310,0 848,0
 5  CEVA Logistics 6310 9602 783,4 550,0
 6  Nippon Express 1625 20313 706,4 656,8
 7  Sinotrans 1183 6789 7979,0 397,2
 8  Expeditors International of Washington 1896 6150 892,7 786,6
 9  SDV/Bollore Logistics 1357 6785 750,0 520,0
10  UPS Supply Chain Solutions 6545 8923 500,0 862,0
11  DSV 1835 8170 727,9 262,4
12  Kintetsu World Express 546 3321 550,4 1131,4
13  Agility 1357 4410 550,0 490,0
14  Hellmann Worldwide Logistics 720 3593 672,6 439,7
15  Pantos Logistics 2412 2412 1625,1 216,6
16  UTi Worldwide 1704 4914 484,0 410,0
17  Toll 5080 6432 520,0 145,0
18  Damco 757 2752 750,0 110,0
19  Yusen Logistics 2445 3881 450,0 337,1
20  Geodis 1765 5890 420,0 210,0
21  C.H. Robinson Worldwide 1632 10336 262,1 50,0
22  Hyundai GLOVIS 8588 8588 466,3 17,4
23  Kerry Logistics 1240 2060 620,0 173,0
24  Sankyu 560 2689 710,0 18,1
25  DACHSER 4700 5925 321,0 50,0

(БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)