В настоящее время функции транспортно-экспедиторских фирм значительно усложнились. Им приходится теперь вступать в контакты со значительно большим числом сторон – перевозчиками, поставщиками складских и логистических услуг, таможенными агентами, непосредственными грузоотправителями. Кроме того, они отвечают не только за доставку груза в страну назначения, но и за его поступление конечному грузополучателю. Это усложнение обеспечило некоторым ведущим транспортно-экспедиторским компаниям новые возможности для совершенствования предлагаемых ими услуг и информационно-технологической базы, что, в свою очередь, позволило им не отставать от растущего спроса. Все аналитики сходятся во мнении, что по мере распространения глобализации на новые регионы эти главные игроки станут только крупнее и сильнее.
Сказанное объясняет тот факт, что несмотря на серьезные трудности Еврозоны, крупнейшие европейские транспортно-экспедиторские фирмы смогли в 2011 г. сохранить ведущие позиции на мировом рынке. Лидирующая среди них “DHL Supply Chain & Global Forwarding” удержала первое место благодаря весьма широкому спектру услуг, оказываемых ее клиентам. Почти 52% валовых поступлений этой компании от логистики в прошлом году приходилось на операции, выполняемые по контрактам. У ее подразделения “Exel” доходы от таких операций составили $4,1 млрд. Это подразделение, располагающее 456 складами с 9 млн. кв. м площадей, оказывает практически все виды транспортно-экспедиторских услуг и действует на всех континентах.
Как указывает аналитическая фирма “Armstrong & Associates”, в ближайшие годы компания “DHL” намерена воспользоваться ожидаемым ускорением в развитии транспорта и взаимной торговли стран Азии, а также их транспортных и торговых связей с развивающимися государствами Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Уже сейчас доля АТР в ее поступлениях составляет почти 20%, а к 2017 г. она может увеличиться до 33%.
Год назад предсказывалось, что транспортно-экспедиторские фирмы поспешат извлечь выгоды из оживления в мировой экономике и значительно увеличат оборот. Однако некоторые крупные игроки выбрали более размеренный путь, в результате чего “UPS Supply Chain Solutions”, например, опустилась в табели о рангах с 5-го на 10-е место. Однако потенциальная конкурентоспособность этой компании остается довольно высокой, ибо ее бизнес весьма диверсифицирован и сейчас ориентирован в основном на клиентов, представляющих высокотехнологичные производства, медицину и розничную торговлю. Услуги, оказываемые компанией, имеют высокую добавленную стоимость и носят комплексный характер.
В марте 2012 г. “UPS” объявила о покупке голландской фирмы “TNT Express”, имеющей 18%-ную долю на европейском рынке срочных доставок. Эта сделка укрепит позиции “UPS” не только в Европе, но и на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и АТР.
Чистые же поступления компании “Expeditors International”, крупнейшей в Северной Америке по экспедированию грузов, увеличились в 2011 г. до $1,9 млрд. и превысили уровень 2008 г. (валовая прибыль составила 31% оборота). Данная компания является также ведущим экспедитором-консолидатором на маршрутах Азия – США. В целом по миру она доставила в 2011 г. примерно 890 тыс. TEU морских грузов, почти половина которых транспортировалась из Азии в США. Европейские операции “Expeditors International” связаны в основном с воздушными грузами и обеспечивают около 13% ее общих доходов.
“Armstrong & Associates” считает, что по валовым поступлениям и объемам доставленных в 2011 г. грузов 25 крупнейших мировых транспортно-экспедиторских фирм должны быть ранжированы в следующем порядке (I – чистые поступления, млн. $; II – валовые поступления, млн. $; III – доставленные морские грузы, тыс. TEU; IV – доставленные воздушные грузы, тыс. т):
I | II | III | IV | |
1 DHL Supply Chain & Global Forwarding | 20900 | 32160 | 2724,0 | 2447,0 |
2 Kuehne + Nagel | 6676 | 22181 | 3274,0 | 1073,0 |
3 DB Schenker Logistics | 6315 | 20704 | 1763,0 | 1149,0 |
4 Panalpina | 1672 | 7358 | 1310,0 | 848,0 |
5 CEVA Logistics | 6310 | 9602 | 783,4 | 550,0 |
6 Nippon Express | 1625 | 20313 | 706,4 | 656,8 |
7 Sinotrans | 1183 | 6789 | 7979,0 | 397,2 |
8 Expeditors International of Washington | 1896 | 6150 | 892,7 | 786,6 |
9 SDV/Bollore Logistics | 1357 | 6785 | 750,0 | 520,0 |
10 UPS Supply Chain Solutions | 6545 | 8923 | 500,0 | 862,0 |
11 DSV | 1835 | 8170 | 727,9 | 262,4 |
12 Kintetsu World Express | 546 | 3321 | 550,4 | 1131,4 |
13 Agility | 1357 | 4410 | 550,0 | 490,0 |
14 Hellmann Worldwide Logistics | 720 | 3593 | 672,6 | 439,7 |
15 Pantos Logistics | 2412 | 2412 | 1625,1 | 216,6 |
16 UTi Worldwide | 1704 | 4914 | 484,0 | 410,0 |
17 Toll | 5080 | 6432 | 520,0 | 145,0 |
18 Damco | 757 | 2752 | 750,0 | 110,0 |
19 Yusen Logistics | 2445 | 3881 | 450,0 | 337,1 |
20 Geodis | 1765 | 5890 | 420,0 | 210,0 |
21 C.H. Robinson Worldwide | 1632 | 10336 | 262,1 | 50,0 |
22 Hyundai GLOVIS | 8588 | 8588 | 466,3 | 17,4 |
23 Kerry Logistics | 1240 | 2060 | 620,0 | 173,0 |
24 Sankyu | 560 | 2689 | 710,0 | 18,1 |
25 DACHSER | 4700 | 5925 | 321,0 | 50,0 |
(БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)