Вызвавший массу дискуссий законопроект сенатора Вадима Тюльпанова о введении в России обязательства использования зимних шин, скорее всего, в ближайшее время в Государственной Думе рассматриваться не будет. Документ требует широкого обсуждения – уверен автор. “Водитель Петербурга” узнал, на какие компромиссы готовы пойти парламентарии, и в какой закон надо смотреть, чтобы не бояться зимней резины.

Новость о том, что с 2015 г. всем российским автолюбителям надо будет “переобуваться” к зиме оказалась в топах информационных лент и форумов. Вопрос зимней и не зимней резины встал ребром: какую покрышку считать таковой. По накатанной многолетними дискуссиями дороге спор перешел в еще более острую плоскость шипов. Однако, как выясняется, глобально законодатель действительно придумал вариант как лучше, оставив и поле для дискуссии.

Законопроект, внесенный Вадимом Тюльпановым на рассмотрение в нижнюю палату парламента 10 января, весьма лаконичен. Если максимально упростить, то речь идет о приведении в соответствие с международными договоренностями в рамках Таможенного союза законодательства страны в части использования на колесном транспорте резины, соответствующей сезону. Для большинства есть вещи априори: для лета – летняя резина, для зимы – зимняя. Однако теперь это предлагается прописать законодательно, назначив строгие границы для автомобилистов трех стран: без шипов противоскольжения в летние календарные месяцы, зимние шины – с декабря по февраль.

Главным камнем преткновения для спорящих стало отсутствующее в российском законодательстве понятие зимних шин. Однако, как пояснил “Водителю Петербурга” автор законопроекта Видим Тюльпанов, в документе, представленном в Думу, он дает отсылку на соответствующий Технический регламент Таможенного союза, где дается детальное пояснение этого термина.

“Водитель Петербурга” изучил текст регламента. В нем, в частности, ни слова не говорится о том, что зимние шины должны быть обязательно шипованными. Зимняя резина не будет считаться пригодной к эксплуатации только в случае остаточной глубины рисунка протектора резины, “предназначенной для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированной знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками “M+S” “M&S” “M S” (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии – не более 4.0 мм”. Таким образом, фактически допускается использование так называемой “всесезонной” резины. Именно к этой категории пользователи относят как раз последний вариант, предназначенный для грязи и снега.

Вадим Тюльпанов уверен, что те, кто прочитает законопроект и сопутствующие документы внимательно, вряд ли останутся недовольны, так как его инициатива направлена на “поддержку добросовестных водителей, которые соблюдают правила и вовремя меняют резину”, те, кто противится – ставят под угрозу именно их жизнь и свою собственную, выезжая на зимнюю дорогу на колесах, не соответствующих сезону.

Вторым после вопроса о шипах стал вопрос наказания за езду не на тех колесах. В законопроекте размер санкции устанавливается в 5 тыс. руб. “Штраф – не как наказание, а как побудительный мотив для нерадивых водителей”, – полагает Тюльпанов. Именно эта сумма соразмерима со стоимостью одного колеса. Так что опасность несколько раз переплатить, катаясь на “лете” по снегу должна, по задумке сенатора, стимулировать людей к исполнению закона. Впрочем, несмотря на то, что законопроект готовился долгое время и выверен, Тюльпанов не отказывается от открытой дискуссии по поводу “ценообразования”. Он готов выслушать доводы несогласных, которые, к примеру, полагают, что такой штраф только будет поддерживать коррупцию в рядах инспекторов движения. В свою очередь, он полагает, что возможность “откупиться” тысячей официального штрафа не станет действенной мерой для массового “переобувания”.

Времени для внесения рациональных поправок предостаточно, Вадим Тюльпанов, опираясь на свой законотворческий опыт, предполагает, что эту зиму россияне проездят по-старинке. “Не надо торопиться, надо все обсудить, – сказал он. – Этот документ достаточно гибкий”. Действительно, он предполагает возможность каждой стране и даже правительству конкретного субъекта самостоятельно устанавливать временные рамки, правда, только в сторону увеличения.

Член Общественного совета при ГУ МВД по Петербургу и области Александр Холодов, также известный своей работой по защите прав автомобилистов в Петербурге, знает несколько болевых точек законопроекта, которые стоит обсудить. В частности, проблему разных регионов: как быть дальнобойщику, отправляющемуся из Мурманска в Краснодар? На севере уже может быть назначена зима, а на юге все еще можно будет использовать летний вариант покрышек. Возить с собой запасной комплект и “переобуваться” по пути будет и накладно, и проблематично. В этом случае помочь может как раз пресловутая “всесезонка”. Однако, опять же именно она стала предметом общественного гнева, накручиваемого, по словам Холодова, в том числе и официальными властями после катастрофической ситуации на федеральной трассе “Россия” в декабре 2012 г., когда сотни машин попали в снежный плен. Причиной во всеуслышание называлась как раз “летняя” или “всесезонная” резина у большегрузов, которые не могли выехать из снежной каши. Однако Холодов уверен, что истинной причиной была как раз неготовность коммунальных служб и их неспособность справиться с непогодой. Тем более что темпертура была около нуля градусов, так что резина совершенно соответствовала сезону.

Однако показательный случай с заторами и многодневными пробками на трассе дает, по словам Холодова, хороший повод для дополнений в законопроект. В частности, обязать водителей фур иметь и использовать в подобных ситуациях цепи, дав на приобретение и “раскачивание”, к примеру, год.

Есть ряд идей и в связи с особенностями регионов страны, а также исполнению уже существующих норм для безопасности езды. В частности, касающихся глубины протектора, за нарушение фактически никого не штрафуют. Если же законопроект будет принят даже в том варианте, который предлагает Тюльпанов, эта норма автоматически будет повторно закреплена, так как отдельно упоминается в Техническом регламенте Таможенного союза. “Для начала было бы неплохо применить более широкую формулировку в законе, требуя соответствия резины сезону”, – предлагает Холодов. Есть, по его мнению, и иные меры воздействия: сейчас тип резины просто указывается при оформлении страховки, а можно ввести коэффициент, который будет зависеть от наличия или отсутствия колес по погоде. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)