Железнодорожные перевозки в России начали падать. В декабре 2012 г. ОАО “РЖД” впервые с кризисной осени 2009 г. зафиксировало погрузку ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. Общее падение составило 3,7%, снижались объемы почти по всем грузам, стабильны только поставки угля, нефти и нефтепродуктов. Темпы роста погрузки замедлились еще осенью. В самой железнодорожной монополии ждут еще большего падения в начале 2013 г. Аналитики отмечают, что объемы падают в первую очередь на внутренних направлениях, а основных проблем ждут в перевозках нефти и стройматериалов.

ОАО “РЖД” опубликовало данные по погрузке за 2012 г. Ее объем составил 1,27 млрд. т – на 2,4% больше, чем в 2011 г. Основными драйверами роста стали строительные грузы (на 14,4%), уголь (на 3,9%), нефть и нефтепродукты (на 3,3%). На общем положительном фоне сильно упали объемы погрузки лесных грузов (на 10,8%), цветной руды и серного сырья (на 6,4%), удобрений (на 3,1%).

Тем не менее декабрь 2012 г. подтвердил наметившуюся тенденцию к снижению перевозок. В этом месяце погрузка впервые с ноября 2009 г. оказалась меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Ее объем составил 95,6 млн. т – на 3,7% ниже, чем в декабре 2011 г. Темпы роста погрузки стали падать еще в начале осени, а в конце ноября 2012 г. президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин назвал ситуацию “сигналом ухудшения экономической конъюнктуры” в стране и даже написал об этом письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

В декабре 2012 г. прирост показали только нефть и нефтепродукты – на 4,6% (погрузка составила 20,5 млн. т). Стабильными были объемы погрузки угля (25,4 млн. т, падение на 0,4%). Зато снизилась на 39,6% погрузка зерна (до 1,7 млн. т), на 17,2% – цемента, на 7,2% – строительных грузов. Падение на 3% показала погрузка руды, на 2,9% снизилась погрузка черных металлов, на 9,1% – лесных грузов. Уже несколько месяцев падают объемы погрузки удобрений, в декабре снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 6,5%.

В целом, как и в начале экономического кризиса, быстрее всего снижается погрузка на внутренних маршрутах (на 5,2%), в то время как экспортные объемы упали лишь на 1,1%. Эту тенденцию определяют в первую очередь перевозки угля доля которых в общем объеме рынка максимальная. На внутренних перевозках падение по углю составило 6%, в то время как на экспорт погрузка даже выросла (на 8,7%). По прочим видам грузов динамика обратная. Например, погрузка удобрений для внутренних перевозок в декабре выросла на 15,4%, тогда как на экспорт упала на 18,8%.

В январе ОАО “РЖД” ожидает еще большего падения погрузки (до 7%). Стабильно грузоотправители пока заявляют только перевозки угля, отмечают в монополии. В целом по 2013 г. РЖД ожидает роста погрузки на уровне 2,5-2,6%, но в течение года прогноз может неоднократно корректироваться, как это было, например, в 2012 г.

Участники железнодорожного рынка неофициально предполагают, что итоговый рост погрузки в 2013 г. может быть близок к нулю. “С учетом запуска нефтепровода ВСТО-2 стоит ждать серьезного падения погрузки по нефти. Объемы строительных грузов, которые раньше были драйверами роста, тоже теперь падают, при этом в ближайшие годы роста ждать не стоит. Для Олимпиады в Сочи почти все, что нужно довезли, а до чемпионата мира по футболу еще далеко”, – говорит топ-менеджер одного из операторов. Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) подчеркивает, что по отдельным месяцам нельзя судить в целом о ситуации с погрузкой. “Одни грузы стараются отгрузить по максимуму, а другие придерживают в зависимости от конъюнктуры. Например, в 2011 г. боялись плохих цифр по углю, но под конец года не успевали удовлетворить все заявки”, – поясняет эксперт. Однако и он признает, что “общий спад очевиден”.

В 2013 г. ИПЕМ прогнозирует снижение погрузки по строительным и нефтяным грузам, продолжение падения по рудам и черным металлам и даже, возможно, по углю за счет стабилизации внутреннего потребления, усиления конкуренции и возможного снижения цен на внешних рынках. Наибольшее снижение объемов погрузки ожидается в первом квартале за счет эффекта высокой базы первых месяцев прошлого года, уточняет Владимир Савчук, а к концу года ситуация должна стабилизироваться. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)