В Общественной палате министр транспорта России Максим Соколов 4 февраля представил проект откорректированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. Как указано в материалах Минтранса РФ, в обсуждении приняли участие члены Общественной палаты, представители Минтранса и подведомственных ему агентств и служб, представители Общественных советов при профильных министерствах, сотрудники ведущих транспортных компаний, отраслевых общественных объединений и крупнейших профильных научных институтов.
Министр отметил, что работа по актуализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. проведена Минтрансом России в рамках поручений президента и правительства Российской Федерации. Действующая редакция Транспортной стратегии, утвержденная в 2008 г., базировалась на отличных от сегодняшнего дня индикаторах мировой конъюнктуры, направлений основных грузопотоков, уровня потребительского спроса и других параметрах.
Актуализация Стратегии проведена Минтрансом исходя из определения ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации с учетом прогнозов Минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов Российской Федерации, а также последствий вхождения России в ВТО и создания Единого экономического пространства.
По словам Соколова, несмотря на значительные успехи, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения. Стратегия является по сути дела развернутым ответом на поставленные перед отраслью задачи. “В документе определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития транспортного комплекса, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики, – сказал Соколов. – Они упорядочены в виде вертикально интегрированной системной модели, которая позволяет организовать эффективный мониторинг индикаторов и управление реализацией стратегии”.
На верхнем уровне – миссия государства в сфере обеспечения функционирования и развития транспорта, а также стратегические приоритеты. Далее – цели и индикаторы развития, основные направления транспортной политики и задачи стратегии. На следующем уровне – общие обеспечивающие задачи и механизмы реализации стратегии. Далее дается оценка финансовых ресурсов и основные результаты.
Министр подчеркнул, что в откорректированной стратегии остались неизменными основные общесоциальные, общеэкономические и общетранспортные стратегические приоритеты транспортной политики. Проект стратегии исходит из прогнозов социально-экономического развития страны по инновационному и консервативному (энерго-сырьевому) сценарию с возможностью ее реализации по форсированному варианту и, соответственно, различных сценарных рамок по бюджетным ограничениям. При этом, ряд принципиальных предпосылок являются общими. По словам М. Соколова, при всех сценарных условиях необходимо предупредить угрозы деградации элементов базовой транспортной инфраструктуры.
В этой связи предусматривается реализация прорывных, амбициозных проектов, таких как формирование в стране выделенной сети высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения, существенное развитие региональных авиаперевозок и других.
Министр подчеркнул, что частные инвестиции в большинстве случаев не замещают средства бюджета, а дополнят их, либо идут вслед за ними. Соответственно, ключевым сценарным условием является объем бюджетных ассигнований в транспортную систему. Консервативный сценарий составлен под наиболее жесткие бюджетные ограничения. Он предполагает выбор узкого перечня приоритетных направлений, обеспечивающих лишь сдерживание первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы. Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны. При этом транспорт рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, являясь мультипликатором роста отраслей промышленности и регионов.
Ключевыми целями стратегии являются: формирование единого транспортного пространства России; обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны; обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами; интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
Проектом Стратегии также определены механизмы ее реализации. Предусматривается создание конкурентоспособной институциональной среды для ведения транспортного и логистического бизнеса, а также привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках ГЧП, концессий, контрактов жизненного цикла. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли потребует развитие экономических и финансовых механизмов ГЧП.
При этом важное значение будет иметь создание специализированных институтов финансирования развития инфраструктуры, внедрение механизмов проектного финансирования при реализации крупных инфраструктурных мероприятий. Будет создана система регулярного мониторинга использования элементов транспортной инфраструктуры, состояния транспортных рынков и транспортного поведения населения.
Реализация Транспортной стратегии также во многом зависит от эффективного научного и кадрового обеспечения. Стратегия является инновационной по своему характеру, поэтому ее реализация требует опережающего развития научно-технической и технологической базы.
Министр подчеркнул, что достижение целей Транспортной стратегии обеспечит удовлетворение потребностей инновационного, социально ориентированного развития российской экономики и общества в качественных транспортных услугах. “Транспорт способен быть генератором устойчивого спроса на продукцию отечественного транспортного машиностроения и других высокотехнологичных отраслей, – сказал Соколов. – Транспортная отрасль на рубеже 2030 г. станет системообразующей отраслью, растущей темпами, опережающими темпы роста национальной экономики”.
Министр также ответил на поставленные вопросы. В заключение он отметил, что все высказанные в ходе обсуждения предложения и замечания будут внимательно изучены и учтены при доработке Транспортной стратегии. (PortNews/Транспорт в Украине, СНГ, мире)