Евпаторийский морской торговый порт (Крым) предлагает частным инвесторам к реализации проект по созданию перевалочных мощностей на оз. Донузлав. Об этом говорится в технико-экономическом обосновании передачи единого имущественного комплекса государственного порта в концессию.

Предлагается создать на оз. Донузлав международный таможенно-пограничный пункт пропуска, через который будет совершаться транспортировка песка, генеральных грузов, а также организованы паромные перевозки автотранспорта. “Основные перспективы развития Евпаторийского порта связаны с переносом грузовых операций на Северную и Южную Косу оз. Донузлав, в связи с тем, что на озере глубины составляют до 10,5 м на подходном судоходном канале и у существующих причалов. Кроме того, в данном регионе имеются значительные площади земли, не занятые под производственно-хозяйственные или рекреационные цели, что дает возможность развивать портовые производства”, – отмечается в ТЭО.

Объем перегрузки песка в новой грузовой зоне планируется на уровне до 4 млн. т в год, объем генеральных грузов до 500 тыс. т. Ежегодные паромные грузоперевозки до 15 тыс. автомобилей (TIR).

Для реализации проекта нужно выполнить дноуглубительные работы в объеме 250 тыс. кубометров – по 50 тыс. кубометров ежегодно в течение пяти лет.

Как отмечается, Евпаторийский порт имеет сильные позиции на рынке песка в Крыму. Он единственный на полуострове среди госпредприятий добывает морской песок (месторождение оз. Донузлав). С учетом частной добычи песка в Крыму Евпаторийский порт занимает около 40% данного сегмента рынка. При этом удельный вес порта на рынке перевалки морского песка составляет около 50%. Кроме него, данный груз также переваливают в Севастополе и Ялте.

На предприятии считают, что инвестирование в развитие перевалочных мощностей порта приведет к росту перевалки не только в Евпатории, но и в Севастополе и Ялте, так как часть перегружаемого песка (порядка 40%) направляется в эти порты. Ввиду высокого спроса на морской песок в текущем году Евпаторийский порт запланировал увеличить отгрузку песка на 20%.

Что касается накатных (ro-ro) и тарно-штучных грузов, то, как отмечается в ТЭО, в данном сегменте рынка наблюдается относительная стабильность, а конкуренция невысока, так как иностранные грузоотправители заранее выбирают порт, в который доставить свою продукцию. Отмечается, что в порту действует паромная линия “Евпатория – Зонгулдак” (Турция).

Порт предлагает рассмотреть создание новой грузовой зоны по одному из двух вариантов концессии. Первый – BOT (Build – Operate – Transfer) – предполагает строительство и эксплуатацию (на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству. По второму варианту – BTO (Build – Transfer – Operate) – концессионер строит объект, который передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера. Прогнозируемый размер инвестиций не уточняется.

Евпаторийский порт расположен на мысе Карантинный, который замыкает с запада Евпаторийскую бухту, являющуюся северной частью Каламитского залива Черного моря. Навигация длится круглый год, порт практически не замерзает. В порту функционирует паромный терминал, осуществляется перевалка навалочных, насыпных и генеральных грузов, а также перевозка пассажиров. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)