В Измаильском морском торговом порту состоялся открытый диалог администрации порта с экспедиторами. На совещании присутствовали представители двенадцати экспедиторских контор: ООО “Алекс Форс”, ЧП “Л-Сервис”, ЧП “Маринекс”, ООО “Алвоко Измаил”, ООО “Инкомтранс”, ДП “ДСМС Украина”, ЧП “ТРФ”, ООО “ДЛК”, МЧП “ДТШ”, ООО “Портинвест Лоджистик”, ООО “Рив. А Холдинг”, ООО “Норд-Транс-Сервис”.

Юрий Власенко, начальник коммерческого отдела, проинформировал экспедиторов о том, что администрация порта ежемесячно предоставляет в Министерство инфраструктуры Украины план по переработке грузов. В связи с этим администрация порта требует от экспедиторов вовремя сообщать о планируемых объемах грузов. Экспедиторы должны прослеживать весь путь следования грузов и при малейшей задержке или изменениях намерений грузоотправителей информировать порт. Зная четкие цифры, администрация порта может планировать финансовую деятельность предприятия, а также регулировать работу бригад докеров. При наличии информации любые проблемы с доставкой грузов будут решаться на аппаратном совещании Мининфраструктуры Украины. Андрей Ерохин предложил экспедиторам изложить все проблемные вопросы и предложения для обсуждения в Министерстве, в котором могут принимать участие, как начальники портов, так и представители грузовладельцев.

Также Андрей Ерохин проинформировал экспедиторов о том, что в Министерстве прошло совещание, посвященное проблемам перевалки транзитных грузов через украинские порты. В 2012 г. транзит через украинские порты упал на 17%, по железной дороге – на 15%. В настоящее время Россия увеличила грузооборот, в том числе и за счет Украины. В настоящее время поставлена задача создания максимально благоприятных условий для того, чтобы вернуть прежние объемы транзита в Украину.

В конце декабря 2012 г. решением Министерства инфраструктуры Украины было одобрено предложение ГП “ИМТП” о введении для Измаильского морского торгового порта понижающего коэффициента на металл, химию, тарно-штучный груз в режиме экспорт-импорт. Вопрос по транзитным грузам будет рассматриваться на следующем заседании тарифной комиссии. В настоящее время Измаильский порт может предоставлять скидки на перевалку транзитных грузов до 15% в зависимости от вида груза. Экспедиторы, в свою очередь, рассказали, с какими трудностями в своей работе сталкиваются они. Сегодня по многим грузам продажи нестабильны. Наблюдается падение цен на товар, грузополучатели не рассчитываются за полученный груз – все это осложняет работу. Сейчас рынок энергетических углей упал – в связи с теплой зимой нет спроса. К тому же все помнят ледовую кампанию прошлого года. Европейские потребители предусмотрели такую возможность и завезли на склады угли заранее. Многие, опасаясь повторения ситуации, отправляют грузы по железной дороге, несмотря на то, что такая логистическая цепь длиннее и дороже. Также грузоотправители стараются не завозить в порт излишки, чтобы сэкономить, хотя порт отменил прогресс ставки на хранение. Все это сказывается на работе экспедиторов.

Проблемы есть и с удобрениями. Из-за высоких тарифов большая доля этого груза ушла на российские порты. Чтобы вернуть прежние объемы, необходимо снизить тарифы. Минеральные удобрения – это внекризисный посезонный вид груза. Сегодня Европа уходит от энергетических углей в пользу агропеллетов(новый вид топлива, относящийся к категории биомассы с теплотворностью на уровне угля, произведенный из гранулированных растений). Если в европейских странах откажутся от углей, Измаильский порт останется без грузовой базы. Мы должны опередить время и привлечь в порт агропеллеты. Если в ближайшее время не провести тарифную политику, этот вид груза будет отправляться по железной дороге.

В 2011 г. “Укрзализныця” целенаправленно повышала ставки для Измаильского порта и в то же время понижала для Рени. Если по аккордным ставкам для транзита порт Измаил может варьировать цену, например, если увеличить долю обработки грузов по прямому варианту, то по железнодорожным тарифам решение принимает Министерство инфраструктуры Украины. Этот проблемный вопрос администрация Измаильского морского торгового порта поднимала не один раз. Министерство и “Укрзализныця” мотивируют свой отказ тем, что в случае уравнивания тарифов на Измаил и на Рени, Ренийский морской торговый порт прекратит свое существование. Однако на деле преимуществами железнодорожных тарифов пользуется частный терминал в Рени, тогда как в Ренийском морском торговом порту уровень грузообработки с каждым годом снижается. По словам экспедиторов, грузоотправители намерены работать с Измаильским портом и не готовы переходить в Рени. По их мнению, Измаильский порт отличается качеством и культурой предоставления услуг, а также высоким профессионализмом при осуществлении погрузо-разгрузочных работ. Грузы, которые традиционно обрабатывались только в Измаильском порту, сейчас уходят к конкурентам – в порты других государств либо на частные терминалы. Если не уровнять железнодорожные тарифы Измаильского и Ренийского портов, оба предприятия не смогут конкурировать с другими портами. Понадобится несколько лет, чтобы вернуть прежние грузопотоки. Сейчас решается вопрос о том, чтобы для порта Измаил уравнять тарифы на перевозку российских удобрений со всех входных станций УЗ с тарифами, действующими в направлении порта Рени.

В последние несколько лет Румыния продвигает проект по строительству паромной переправы. Измаильский морской торговый порт выступает категорически против этой инициативы. Сейчас порт принимает румынский металл в рулонах, полипропилен. Отечественным автотранспортом груз уходит на предприятия Украины. Если будет построена паромная переправа, то и украинский автотранспорт, и Измаильский порт останутся без загрузки. Грузы будут отправляться румынским автотранспортом через переправу.

У экспедиторов возникает много вопросов в связи со вступлением в силу Закона “О морских портах Украины”. Андрей Ерохин заверил, что после 14 июня грузоотправители и экспедиторы будут работать в прежнем режиме. Возможно, тарифная политики станет более гибкой. По всей видимости, в Измаильском морском торговом порту на начальном этапе будет работать Государственная стивидорная компания.

Он отметил, что все проблемы, которые обсуждались на заседании, общие и для порта, и для грузовладельцев, и для экспедиторов: “Мы находимся в одной лодке и должны сообща искать пути выхода из сложной ситуации, в наших интересах найти взаимопонимание. Вся транспортная система Украины должна быть заинтересована в одном – все должны работать на загрузку всех видов отечественного транспорта. Мы прикладываем все усилия для того, чтобы перестроиться и расширить номенклатуру грузов. Постоянно ведем переговоры с Министерством инфраструктуры Украины и “Укрзализныцей” и сейчас находим понимание в Министерстве по многим вопросам”.

По результатам встречи было решено подготовить от каждой экспедиторской компании предложения, которые начальник порта Андрей Ерохин обобщит и предоставит в Министерство инфраструктуры Украины для обсуждения. Было предложено общими усилиями проводить аналитику по каждому виду грузов, прогнозировать спрос по итогам прошлых лет. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)