Людным местом донецкий аэропорт не назовешь. За день отсюда вылетает полтора-два десятка рейсов – преимущественно в Киев, Москву или курортных городов Египта или Турции. За месяц здесь будет еще тише. О намерении прекратить рейсы из Донецка в Варшаву и Прагу заявили польская авиакомпания LOT и чешский Czech Airlines. Рейсы признаны убыточными с негативным прогнозом. В пресс – службе Донецкого аэропорта ситуацию объясняют общими процессами отмен нерентабельных рейсов в авиакомпаниях. Ведь, отмечают в пресс-службе, под сокращение попали не только Донецк, но и другие направления, в том числе и в Париж. Зато представитель аэропорта Дмитрий Косинов в беседе с корреспондентом Deutsche Welle отметил положительную статистику: в частности в феврале было перевезено более 62 тыс. пассажиров, а это на 18,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Реконструкция донецкого аэропорта, согласно окончательной версией Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине Евро-2012 стоила налогоплательщикам почти 7 млрд. грн. Чиновники уверяли, что вложенные средства принесут большую отдачу. “Все прогнозы свидетельствуют, что за семь лет Донецк придет к пяти миллионов пассажиров и станет одним из крупнейших аэропортов европейской части СНГ”, – обещал в октябре прошлого года вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников. Впрочем, смелые прогнозы чиновника далеки от реальности, констатируют эксперты. Даже если положительная динамика загруженности аэропорта сохранится несмотря на отмену ряда рейсов в страны ЕС, специалисты сомневаются, что аэропорту удастся превзойти показатели прошлого года. В прошлом году, включая гостями Евро-2012 донецкий аэропорт обслужили лишь около 1 млн. пассажиров.
Аэропорт вышел в несколько раз дороже, чем сначала прогнозировало правительство. Строила донецкая компания “Альтком”. “До сих пор мы не находим вразумительного ответа, зачем европейцам массово летать в Донецк”, – констатирует в комментарии Deutsche Welle председатель всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов. По словам Кендюхова иностранцы, которые интересуются туристической Украины, бесспорно, предпочитают Киеву. Кроме того, и потенциальный инвестор до сих пор не может найти преимущества, которые заставили бы его лететь в Донецк. Инвестиционная привлекательность не только Донецка, но и всей Украине не такая высокая, чтобы обеспечивать массовые потоки иностранных бизнесменов, отмечает экономист. Александр Кендюхов считает, что нынешняя география авиаперевозок, осуществляемых из Донецка, соответствует платежеспособному спросу и увеличиваться не будет. “Конечно, если есть выбор между Арабскими Эмиратами и Чехией или Польшей, то состоятельный Донецка полетит в Эмираты. А те люди, которые в плане туризма ориентированы на Европу, менее платежеспособны. И выбирают, безусловно, автобусные туры, которые существенно дешевле”, – отмечает Кендюхов.
Донецкий аэропорт за день обслуживает столько пассажиров, сколько мог бы обслужить за 1-2 часа, отметил в комментарии Deutsche Welle редактор сайта avianews.com Александр Мироненко. После Евро-2012 осталась хорошая инфраструктура, которая невостребованная, но которую нужно удерживать – убирать, отапливать, освещать. По словам эксперта, получается замкнутый круг: чтобы привлекать авиакомпании, нужно снизить сборы. А если снизить сборы, то полученных средств может не хватать на покрытие текущих расходов. “Накануне Евро-2012 государство за огромные средства построило новые взлетные полосы и терминалы. Да был смысл в таких инвестициях для приема нескольких десятков самолетов во время футбольного первенства? Вместо того, чтобы построить небольшие терминалы в соответствии с потребностями рынка, созданные объект объекты, которые даже через десять лет вряд ли будут заполнены”, – считает Мироненко.
При строительстве лонецького аэропорта говорилось о намерениях сделать из него транзитный “хаб” из Европы в Азию (транспортный узел для стыковки рейсов). Впрочем, ситуация не оправдывает даже скромных ожиданий, отмечают эксперты. “Для того, чтобы привлечь иностранные авиакомпании, нужно предложить им условия лучшие, чем у конкурентов – какие-то льготы и преференции. К сожалению, политической воли в этом смысле не прослеживается. И уход двух европейских компаний это подтверждает”, – сказал в комментарии Deutsche Welle председатель Донецкого отделения общественной организации “Украинская ассоциация европейских студий” Игорь Тодоров. Он отмечает, что не один год существует проблема допуска на внутренний рынок дешевых иностранных авиакомпаний – лоу-костей.
“В отечественных авиаперевозчиков существует желание монополизировать прибыли. И это проявление общего настроения отечественного бизнеса – получить все и немедленно, и нет видения перспективы”, – говорит Тодоров. По его мнению, это парадоксальная ситуация, когда создан новый современный международный аэропорт, но из-за отсутствия видения перспектив этого бизнеса, он может прийти в упадок. “Государство должно бы проявить политическую волю и предложить какие-то льготы, чтобы вернуть европейских перевозчиков. Если эти идут, то это знак для других, и можно говорить гарантировано, что и новые не придут”, – считает Тодоров. (“Послезавтра”/Транспорт в Украине, СНГ, мире)