Морской транспорт имеет важное значение для экономики Ирландии, находящейся на периферии Европейского союза. В стране насчитывается около 20 портов, главными из которых являются Дублин, Корк и Шеннон. В ирландском портовом хозяйстве занято примерно 8,3 тыс. человек, а руководит его деятельностью Управление морского развития (“Irish Maritime Development Office”).

В 2011 г. 66,2% импорта и 33,8% экспорта Ирландии были осуществлены через порты страны. Наибольший объем перевезенных внешнеторговых грузов (8,1% импортных и 12,3% экспортных) пришелся на маршрут Дублин – Холихед (Великобритания). Число транзитных судов, посетивших ирландские порты в указанном году, составило 12059, что на 9,4% меньше, чем в 2010 г.

Объемы обработки грузов в портах Ирландии в 2000-2011 гг., тыс. т

  Все грузы Накатные Контейнерные Наливные Сухие навалочные Генеральные и другие
2000 г. 45273 8947 6262 14008 14463 1593
2001 г. 45795 9253 5731 14247 14832 1732
2002 г. 44919 9449 5919 13154 14775 1622
2003 г. 46165 9857 6574 12966 15024 1743
2004 г. 47720 10570 7022 13315 14828 1984
2005 г. 52146 11816 7803 14759 15589 2179
2006 г. 53318 11915 8472 14301 16215 2415
2007 г. 54139 12547 8876 14348 15822 2548
2008 г. 51081 12080 7945 13315 15905 1836
2009 г. 41836 10928 6659 12100 11185 964
2010 г. 45071 12256 6457 12019 13435 904
2011 г. 45078 12066 6311 11804 13932 965

Из приведенных данных следует, что 27% всех грузов, обработанных портами Ирландии в 2011 г., приходилось на накатные, 14% – контейнерные, 26% – наливные, 31% – сухие навалочные и 2% – генеральные и другие.

В Дублине обрабатывается около 50% общего объема грузов, проходящих через порты Ирландии. В 2011 г. его грузооборот составил 28,1 млн. т, т. е. примерно столько же, что и в 2010 г., но на 6% больше, чем в 2009 г., а пассажирооборот – 1,7 млн. человек против 1,8 млн. в 2010 г. и 1,5 млн. в 2009 г.

Эксплуатацию и управление портом Дублин осуществляет фирма “Dublin Port Company”, оборот которой в 2011 г. достиг 69 млн. евро, а прибыль возросла по сравнению с предыдущим годом на 36%. Число занятых у компании составляет 145 человек.

Грузо- и пассажирооборот порта Дублин в 2005-2011 гг.

  2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Общий объем обработанных грузов, тыс. т 26923 29266 30936 29577 26502 28118 28096
   Накатные грузы 14901 16075 17137 16351 15344 17107 17325
   Контейнерные 5811 6778 7151 6556 5422 5675 5431
   Наливные 4087 4055 4075 4077 4051 3788 3620
   Сухие навалочные 2085 2285 2503 2429 1383 1475 1635
   Генеральные и другие 89 73 70 164 102 73 85
Число прошедших через порт накатных судов, тыс. 630 693 733 704 645 726 725
Число прошедших через порт контейнерных судов, тыс. 550 681 744 677 548 554 526
Пассажирооборот, млн. человек 1,2 1,2 1,3 1,3 1,5 1,8 1,7
Число зашедших в порт туристических автомобилей 285 256 271 267 349 381 361

В рамках Национального плана развития (“National Development Plan”) в 2007-2012 гг. в улучшение инфраструктуры ирландских торговых портов было инвестировано около 480 млн. евро. К настоящему времени многие из них разработали новые долгосрочные программы своего развития. В конце 2014 г. должны начаться работы в порту Дублин, в результате которых он сможет к 2030 г. удвоить грузооборот; необходимые затраты на данный проект оцениваются в 100-150 млн. евро.

Компания, управляющая портом Голуэй, предлагает переместить его к югу от “Galway Enterprise Park”, а “Shannon Foynes Port Company” изучает в настоящее время разработанный для нее инфраструктурный план.

В порту Уотерфорд планируется увеличить на 190 м протяженность контейнерного терминала, в порту Корк – построить новый терминал для контейнерных грузов и в порту Дан-Лэре – создать якорную стоянку для круизных судов и несколько предприятий по оказанию морских услуг (инвестиции в последний проект составят 230 млн. евро).

Кроме того, порты Ирландии намерены оптимизировать потребление ими традиционных и возобновляемых источников энергии, а также всячески содействовать осуществлению проектов добычи нефти и газа на континентальном шельфе. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)