Морской транспорт имеет важное значение для экономики Ирландии, находящейся на периферии Европейского союза. В стране насчитывается около 20 портов, главными из которых являются Дублин, Корк и Шеннон. В ирландском портовом хозяйстве занято примерно 8,3 тыс. человек, а руководит его деятельностью Управление морского развития (“Irish Maritime Development Office”).
В 2011 г. 66,2% импорта и 33,8% экспорта Ирландии были осуществлены через порты страны. Наибольший объем перевезенных внешнеторговых грузов (8,1% импортных и 12,3% экспортных) пришелся на маршрут Дублин – Холихед (Великобритания). Число транзитных судов, посетивших ирландские порты в указанном году, составило 12059, что на 9,4% меньше, чем в 2010 г.
Объемы обработки грузов в портах Ирландии в 2000-2011 гг., тыс. т
Все грузы | Накатные | Контейнерные | Наливные | Сухие навалочные | Генеральные и другие | |
2000 г. | 45273 | 8947 | 6262 | 14008 | 14463 | 1593 |
2001 г. | 45795 | 9253 | 5731 | 14247 | 14832 | 1732 |
2002 г. | 44919 | 9449 | 5919 | 13154 | 14775 | 1622 |
2003 г. | 46165 | 9857 | 6574 | 12966 | 15024 | 1743 |
2004 г. | 47720 | 10570 | 7022 | 13315 | 14828 | 1984 |
2005 г. | 52146 | 11816 | 7803 | 14759 | 15589 | 2179 |
2006 г. | 53318 | 11915 | 8472 | 14301 | 16215 | 2415 |
2007 г. | 54139 | 12547 | 8876 | 14348 | 15822 | 2548 |
2008 г. | 51081 | 12080 | 7945 | 13315 | 15905 | 1836 |
2009 г. | 41836 | 10928 | 6659 | 12100 | 11185 | 964 |
2010 г. | 45071 | 12256 | 6457 | 12019 | 13435 | 904 |
2011 г. | 45078 | 12066 | 6311 | 11804 | 13932 | 965 |
Из приведенных данных следует, что 27% всех грузов, обработанных портами Ирландии в 2011 г., приходилось на накатные, 14% – контейнерные, 26% – наливные, 31% – сухие навалочные и 2% – генеральные и другие.
В Дублине обрабатывается около 50% общего объема грузов, проходящих через порты Ирландии. В 2011 г. его грузооборот составил 28,1 млн. т, т. е. примерно столько же, что и в 2010 г., но на 6% больше, чем в 2009 г., а пассажирооборот – 1,7 млн. человек против 1,8 млн. в 2010 г. и 1,5 млн. в 2009 г.
Эксплуатацию и управление портом Дублин осуществляет фирма “Dublin Port Company”, оборот которой в 2011 г. достиг 69 млн. евро, а прибыль возросла по сравнению с предыдущим годом на 36%. Число занятых у компании составляет 145 человек.
Грузо- и пассажирооборот порта Дублин в 2005-2011 гг.
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Общий объем обработанных грузов, тыс. т | 26923 | 29266 | 30936 | 29577 | 26502 | 28118 | 28096 |
Накатные грузы | 14901 | 16075 | 17137 | 16351 | 15344 | 17107 | 17325 |
Контейнерные | 5811 | 6778 | 7151 | 6556 | 5422 | 5675 | 5431 |
Наливные | 4087 | 4055 | 4075 | 4077 | 4051 | 3788 | 3620 |
Сухие навалочные | 2085 | 2285 | 2503 | 2429 | 1383 | 1475 | 1635 |
Генеральные и другие | 89 | 73 | 70 | 164 | 102 | 73 | 85 |
Число прошедших через порт накатных судов, тыс. | 630 | 693 | 733 | 704 | 645 | 726 | 725 |
Число прошедших через порт контейнерных судов, тыс. | 550 | 681 | 744 | 677 | 548 | 554 | 526 |
Пассажирооборот, млн. человек | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,8 | 1,7 |
Число зашедших в порт туристических автомобилей | 285 | 256 | 271 | 267 | 349 | 381 | 361 |
В рамках Национального плана развития (“National Development Plan”) в 2007-2012 гг. в улучшение инфраструктуры ирландских торговых портов было инвестировано около 480 млн. евро. К настоящему времени многие из них разработали новые долгосрочные программы своего развития. В конце 2014 г. должны начаться работы в порту Дублин, в результате которых он сможет к 2030 г. удвоить грузооборот; необходимые затраты на данный проект оцениваются в 100-150 млн. евро.
Компания, управляющая портом Голуэй, предлагает переместить его к югу от “Galway Enterprise Park”, а “Shannon Foynes Port Company” изучает в настоящее время разработанный для нее инфраструктурный план.
В порту Уотерфорд планируется увеличить на 190 м протяженность контейнерного терминала, в порту Корк – построить новый терминал для контейнерных грузов и в порту Дан-Лэре – создать якорную стоянку для круизных судов и несколько предприятий по оказанию морских услуг (инвестиции в последний проект составят 230 млн. евро).
Кроме того, порты Ирландии намерены оптимизировать потребление ими традиционных и возобновляемых источников энергии, а также всячески содействовать осуществлению проектов добычи нефти и газа на континентальном шельфе. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)