“Укрзализныця” совершенствует систему управления движением поездов. На базе Главного управления перевозок “Укрзализныци” будет создан Главный центр управления движением, а на базе служб перевозок железных дорог Украины – шесть региональных центров.

Изменения технологии диспетчерского управления позволят рационально сформировать полигоны, которыми будут управлять региональные и главный центры, не ограничиваясь лишь пределами дирекций железнодорожных перевозок, в частности, оптимизировать количество диспетчерских участков и увеличить их длину до 200-300 км.

Переход к новой системе управления перевозочным процессом будет осуществляться поэтапно, по мере повышения уровня технической оснащенности и информационного обеспечения железных дорог Украины. Завершить процесс перехода на новую систему управления планируется до 2019 г.

На первом этапе планируется создать Главный центр управления движением, который будет занимать важное место в новой организационной и технологической структуре управления. Главный центр будет осуществлять централизованное управление эксплуатационной работой на больших полигонах основных направлений.

На первом этапе также планируется начать и создание региональных центров управления движением в составе служб перевозок железных дорог, которые будут заниматься “местной” работой в определенных регионах. Сейчас идет создание региональных центров управления движением на Донецкой и Южной железных дорогах.

Центры управления перевозок будут функционировать на принципах концентрации, т. е. сосредоточения технических средств и персонала для управления движением, и централизации управления движением на полигонах значительной протяженности.

Построение современных центров управления будет осуществляться на базе микропроцессорных систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля. Благодаря современным информационным технологиям перевозочный процесс будет отображается в реальном времени, что значительно повысит эффективность работы диспетчеров. С помощью новейших систем, которые в режиме реального времени отображают движение поездов, типы поездов, место их нахождения, все задержки и ускорения в графике и т. д., диспетчеры смогут оперативно получать полную информацию о состоянии перевозок и быстро реагировать на устранение отклонений от графика движения.

В настоящее время управление движением поездов осуществляется на трех-четырех уровнях: на уровне “Укрзализныци” управления движением осуществляют диспетчеры Главного управления перевозок, на уровне железных дорог – железнодорожные диспетчеры и на уровне станций действуют станционные диспетчерские центры, осуществляющие оперативное управление. Таким образом, пересекая стыки между железными дорогами, поезда передаются от одного диспетчера к другому, что затрудняет работу. После введения инноваций уменьшится количество стыков и останется только два звена управления процессом движения: Главный центр, который будет координировать работу и отслеживать движение поездов на больших расстояниях – от станции отправления до станции назначения, и региональные центры, которые будут осуществлять оперативное управление. “На сегодня украинские железные дороги разделены на 135 участков, некоторые из них протяженностью лишь 25-100 км, нужно их объединять, создавать большие полигоны. На больших полигонах меньше стыков и большая скорость движения поезда”, – пояснил первый заместитель Главного управления перевозок “Укрзализныци” Евгений Кучеренко. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)