В Москве под председательством президента ОАО “РЖД” Владимира Якунина состоялось заседание научно-технического совета компании, посвященное актуализации Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО “РЖД” на период до 2020 г.
В нем приняли участие представители Федерального собрания РФ, аппарата правительства, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и ведущих компаний-грузоотправителей.
Как отметил Владимир Якунин, Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО “РЖД” на период до 2020 г. является одним из ключевых документов, определяющим возможности по модернизации инфраструктуры, совершенствованию техники и технологий, внедрению инновационных проектов, определению масштабов и параметров долгосрочного развития.
В основу Генеральной схемы легли государственные программные документы, в том числе утвержденный правительством прогноз социально-экономического развития страны до 2030 г., а также актуализируемая в настоящее время Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.
Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании 24 января 2012 г. в Кемерово под председательством Владимира Путина, на протяжении прошлого года ОАО “РЖД” проводилась работа с основными грузоотправителями по согласованию долгосрочных гарантированных объемов грузовых перевозок.
Внешними научными институтами были выполнено исследование на тему “Обоснование долгосрочных перспектив и разработка сценарного прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом на период до 2030 г. с использованием межотраслевых балансов”. Его результаты были в целом одобрены на совещании в Министерстве экономического развития Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
Совместно с группой ведущих российских ученых-экономистов ОАО “РЖД” разработана методика количественной оценки макроэкономических эффектов развития железнодорожного транспорта на основе межотраслевого баланса. По оценкам экспертов, из-за неразвитости транспортной инфраструктуры экономика страны ежегодно недополучает не менее 3% ВВП.
При определении основных объемных показателей грузовых перевозок железнодорожным транспортом учитывалось перспективное развитие смежных видов транспорта, прежде всего морского, а также формирование сети мультимодальных терминально-логистических центров (ТЛЦ) в крупных транспортных узлах, на подходах к портам и крупным промышленным кластерам.
Основные показатели грузовой работы ОАО “РЖД” на 2015-2020 гг. определены в двух вариантах – консервативном и инновационном.
За 2013-2020 гг. по консервативному варианту прогноза объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом увеличиваются на 21% до 1736,9 млн. т, при увеличении объема ВВП на 32% и промышленного производства на 26%. Объемы погрузки грузов по сети ОАО “РЖД” на 2020 г. определены в 1590 млн. т (в 2012 г. – 1271,9 млн. т), грузооборот – 2670 млрд. т-км (в 2012 г. – 2222 млрд. т-км).
За 2013-2020 гг. по инновационному варианту прогноза объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом увеличиваются на 30% до 1874,9 млн. т, при увеличении объема ВВП на 40% и промышленного производства на 32%. Объемы погрузки грузов по сети ОАО “РЖД” на 2020 г. определены в 1727,2 млн. т, грузооборот – 2910 млрд. т-км.
В целом по сети железных дорог ОАО “РЖД” на период до 2020 г. для освоения прогнозируемых объемов перевозок потребуется построить до 5 тыс. км дополнительных главных путей, электрифицировать порядка 1400 км.
По словам первого вице-президента ОАО “РЖД” Александра Мишарина, одним из ключевых проектов является развитие подходов к портам Северо-западного региона, комплексная реконструкция участка “Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород”. С точки зрения нового строительства приоритетные проекты – это Северный широтный ход (“Салехард – Надым”), а также строительство обходов Краснодарского и Саратовского узлов. Важно полностью реализовать соглашение с компанией “НОВАТЭК”, обеспечив необходимое развитие участка “Тобольск – Коротчаево”. Существенное развитие в части решения транспортных проблем крупных агломераций получит Московский транспортный узел, где общую протяженность дополнительных главных путей планируется увеличить на 1000 км.
Принципиально новым направлением инновационного развития является создание выделенной инфраструктуры скоростных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые позволят не только повысить мобильность населения, но и высвободить занятые сегодня резервы грузовых линий, а также станет важным катализатором социально-экономического развития регионов, науки, промышленности и кадрового потенциала.
В рамках инновационного варианта Генеральной схемы на перспективу до 2020 г. предусматриваются 2 комплекса программных мероприятий, направленных на повышение скоростей движения на железнодорожном транспорте:
– организация высокоскоростного движения на специализированных магистралях со скоростями до 350-400 км/ч на направлениях “Москва – Санкт-Петербург”, “Москва – Нижний Новгород – Казань”;
– организация скоростного железнодорожного движения на существующей инфраструктуре между крупными региональными центрами с максимальной скоростью 160-200 км/ч на направлениях “Москва – Ярославль”, “Москва – Суземка” (с дальнейшим продлением до Киева) и “Москва – Красное” (с дальнейшим продлением до Минска и далее в Европу).
Компания проводит целенаправленную работу по выравниванию транспортной обеспеченности в регионах. Для ОАО “РЖД” развитие инфраструктуры Дальневосточного региона – Байкало-Амурской, Транссибирской магистралей, – является приоритетным направлением деятельности.
Потребность инвестиций в развитие и обновление инфраструктуры Дальневосточного региона (по консервативному варианту) оценивается в 562 млрд. руб., из которых ОАО “РЖД” до 2018 г. инвестирует 302 млрд. руб. Дефицит в инвестициях на развитие полигона составляет около 260 млрд. руб. Однако, как было отмечено участниками научно-технического совета, вопрос финансирования может быть решен в формате государственно-частного партнерства.
Реализация запланированных мероприятий позволит обеспечить перевозку дополнительно 40 млн. т грузов, из них 25 млн. т в направлении портов Дальнего Востока.
Исходя из оценки потенциальной грузовой базы и отправления пассажиров, была определена суммарная потребность в инвестициях в развитие, обновление инфраструктуры и парка тягового подвижного состава, которая на период до 2020 г. составит 7-11,6 трлн. руб.
В существующих условиях тарифной и кредитной политики объем собственных источников ОАО “РЖД” в 2013-2020 гг. находится на уровне около 3 трлн. руб. Дефицит средств может быть нивелирован за счет господдержки, привлечения частных инвестиций и заемных средств в 4,5 трлн. руб. (консервативный сценарий) – и 8,3 трлн. руб. (инновационный сценарий), т. е. в среднем 0,5-1 трлн. руб. в год.
Александр Мишарин подчеркнул, что Генеральная схема также базируется на реализуемых ОАО “РЖД” мероприятиях по совершенствованию технологии перевозочного процесса, таких как внедрение единого сетевого технологического процесса, повышение доли маршрутных перевозок, оптимальное перераспределение грузо- и пассажиропотоков, развитие системы тактового движения пригородных и скоростных поездов в крупных агломерациях.
Кроме того, для повышения эффективности перевозок ведется организация полигонов тяжеловесного движения с поездами 9 тыс. т и выше и осевой нагрузкой до 27 т, формируются сети мультимодальных терминально-логистических центров, реализуются другие мероприятия.
Генеральная схема развития сети железных дорог на период до 2020 г. в целом одобрена научно-техническим советом ОАО “РЖД” и в соответствии с поручениями премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича в дальнейшем будет направлена на рассмотрение в правительство. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)