В Турции прошла встреча президента Грузии Михаила Саакашвили с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Стороны обсудили отношения между двумя странами и перспективы расширения сотрудничества.
М. Саакашвили и Р. Эрдоган обсудили ход совместных проектов в регионе, в которых участвует и Азербайджан. Это нефте- и газопроводы, а также строительство железной дороги “Баку – Тбилиси – Карс”.
Стороны подчеркнули, что дружественные отношения, которые в последние годы установились между двумя государствами, являются примером для стран региона.
Кроме того, в Батуми (Грузия) прошла встреча глав МИД Грузии, Азербайджана и Турции, в ходе которой страны Трабзонской декларации договорились углублять трехстороннее сотрудничество. Его главным проектом должна стать железная дорога “Баку – Тбилиси – Карс”, связывающая три страны в обход железнодорожной сети бывшего СССР.
Во министерской встрече участвовали главы дипломатических ведомств трех стран – Майя Панджикидзе, Эльмар Мамедьяров и Ахмет Давутоглу. Главы МИДов трех стран подтвердили готовность завершить строительство железнодорожной магистрали уже в текущем году.
Грузинские эксперты полагают, что стремление Тбилиси ускорить реализацию данного проекта обусловлено равнодушной реакцией Москвы на идею возобновления железнодорожного сообщения между РФ и Грузией через Абхазию.
Инициатор обсуждения этой идеи госминистр по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили заявил, что отсутствие позитивного отклика из Москвы вызвало у него разочарование. Не найдя понимания по этому вопросу, в Тбилиси, похоже, переориентировались на альтернативный инфраструктурный проект с участием Азербайджана и Турции.
По итогам батумской встречи министры утвердили план действий на 2013-2015 гг. Хотя в нем не упоминается сотрудничество в сфере обороны и безопасности, эксперты считают, что его начало “не за горами”.
Ректор грузинской Дипакадемии Иосиф Цинцадзе заявил: “На Южном Кавказе может появиться военно-политический блок “Азербайджан – Грузия – Турция”.
Следует отметить, что недавно в Вашингтоне (США) в Центре Вудро Вильсона обсуждался вопрос развития железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов на Южном Кавказе.
Вопрос имеет важное значение, поскольку после выборов новая администрация США налаживает новую стратегию с Россией и странами региона.
По словам посланника Грузии в США Давида Раквиашвили, железнодорожная магистраль “Баку – Тбилиси – Карс”, строительство которой ведется в данное время, является прекрасной возможностью связи стран региона со своими западными партнерами. “Железная дорога прекрасная связь с Европой. Перевозка пассажиров создаст новую. Возможность для укрепления связей между народами. В отличие от нефтепровода, она имеет двустороннюю нагрузку, поскольку перевозит как пассажиров, так и грузы с Запада на Восток”, – заявил Раквиашвили.
По его мнению, исходя из долгосрочной стратегии, Грузия сохранит свою геополитическую роль с точки зрения нефтепровода и железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов.
Сейчас, по словам заместителя министра транспорта Азербайджана Мусы Панахова, идут активные строительные работы как на территории Грузии, так и в Турции. “Работы в рамках проекта продолжаются, с тем чтобы уже в следующем году железная дорога была введена в эксплуатацию”, – отметил замминистра.
В частности, в рамках проекта предусмотрены строительство, реабилитация и реконструкция железнодорожного участка “Марабда – Ахалкалаки” (за исключением станции), а также строительство дороги от Ахалкалаки до границы с Турцией (Карцахи). В рамках проекта “Баку – Тбилиси – Карс” планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали, 76 км которой пройдут по территории Турции, 29 км – по Грузии. Пиковая пропускная способность коридора составит 17 млн. т грузов. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 1 млн. пассажиров и 6,5 млн. т грузов. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)