Усть-Донецкий порт – крупнейший речной порт на юге России, который специализируется на перевалке серы, удобрений, угля, металла, других насыпных и генеральных грузов. О первом опыте затарки удобрений в контейнеры и системе экологического контроля в порту газет “Водный транспорт” рассказал генеральный директор УДП Виктор Ляхов.

– Давайте начнем с итогов работы предприятия в 2012 г. Каковы объемы перевалки грузов?

– Основной грузопоток для нашего порта – это сера. В 2012 г. УДП перевалил 1 млн. т этого груза. Кроме того, мы работаем с грузопотоками минеральных удобрений, угля, металла. Всего порт перевалил 1,1 млн. т грузов.

– Чем занимается порт в межнавигационный период? Какие объемы грузов накоплены?

– В межнавигационный период 2012-2013 гг. порт сосредоточился на ремонте, готовим технику к навигационной работе. Основной ремонт приходится на перегрузочную технику: портальные краны, грейферы.

В этом году зимой накопление грузов не производилось. В связи с мягкой зимой грузопоток серы переориентирован на другие порты. В Усть-Донецк сера активно пойдет примерно с 1 апреля, когда откроется речная навигация в Азово-Донском бассейне.

– Компания занимается фасовкой грузов в биг-бэги. Расскажите об объемах фасовки и клиентах по этому направлению.

– Это направление Усть-Донецкий порт освоил два года назад, и сегодня организовано уже два пункта фасовки грузов. В 2011 г. мы отправили 16 тыс. т удобрений в биг-бэгах. В 2012 г. – более 12 тыс. т серы и 6 тыс. т удобрений в биг-бэгах.

В этом году мы рассматриваем возможность отправки минеральных грузов в биг-бэгах внутри страны – в Краснодарский край, Тамбовскую, Воронежскую области и в другие регионы.

– В феврале ваша компания впервые осуществила отгрузку контейнеров с минеральными удобрениями. Считаете ли вы это направление перспективным?

– На складах УДП с прошлой навигации остались минеральные удобрения в объеме около 500 т. Это специфический груз, который чувствителен к влаге атмосферного воздуха, поэтому длительное его хранение в порту не слишком благоприятно. Логистическое подразделение “Азово-Донского пароходства” разработало схему отправки минеральных удобрений в контейнерах автотранспортом до порта Новороссийск и затем морским транспортом в Турцию.

Усть-Донецкий порт в этой цепочке осуществлял фасовку груза в биг-бэги и затарку биг-бэгов в контейнеры. Это пока единичный опыт такой работы. Для УДП это направление перспективно, поскольку дает возможность заниматься отгрузками в межнавигационный период, когда отправка по реке невозможна.

– Порт специализируется на перевалке серы. Расскажите об этом грузе. Является ли сера опасным грузом?

– Сера – это твердое кристаллическое вещество лимонно-желтого цвета без запаха. Получают серу как попутный продукт при очистке природных и коксовых газов, а также отходящих газов нефте- и сланцепереработки. По классу опасности относится к четвертому (ГОСТ 19433-88), как и уголь. Она не разлагается, не растворяется в воде, не взаимодействует с другими веществами, не трансформируется в естественных условиях.

Сера – малотоксичное вещество. На предприятии при работе с ней нашими сотрудниками используются специальные очки и респираторы. В организме человека сера не накапливается.

– Действительно ли существует тенденция увеличения объемов перевалки гранулированной серы? Как это отражается на экологии?

– Да, такая тенденция есть. Усть-Донецкий порт переваливает серу компаний ОАО “Газпром добыча Астрахань”, ОАО “Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод”, Уфимский НПЗ. Вся продукция соответствует ГОСТам и ТУ РФ.

Усть-Донецкий порт осуществляет перевалку как комовой, так и гранулированной серы. Причем, если в 2010 г. в общем объеме перевалки комовая сера составляла 60%, гранулированная – 40%, то по итогам 2012 г. комовая сера составила 40%, а гранулированная уже 60%.

Комовая сера неоднородна по составу: на менее чем 1% она состоит из частиц до 1 мм, на 6% – из мелких кусочков до 10 мм, остальное – это крупные куски серы. Сегодня производители увеличивают объемы гранулированной серы, поскольку это современный способ обработки серы, который позволяет повысить качество, уменьшить потери при транспортировке и перевалке, минимизировать пыление.

– Если говорить об экологических программах УДП, как осуществляется контроль уровня загрязнений?

– Усть-Донецкий порт соблюдает самые высокие экологические стандарты при работе с серой. Регулярно проводит государственные экологические экспертизы влияния серы на окружающую среду района. В частности, была проведена государственная экспертиза “Биотестирование и биоиндикация влияния серы технической газовой (гранулированной, комовой), перегружаемой в Усть-Донецком порту, на гидробионтов (планктон, бентос, рыбу)”. По результатам исследования, комплексная индикация не обнаружила отрицательного влияния серы, перегружаемой в Усть-Донецком порту, на биоту окружающих водоемов. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют, что техногенная деятельность Усть-Донецкого порта практически не влияет на численность и видовое биоразнообразие в водоемах, непосредственно контактирующих с акваторией порта.

У нас действует программа постоянного мониторинга экологического состояния окружающей среды. Исследования осуществляет Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ростовской области (ЦЛАТИ, Новочеркасск). Ежемесячно берутся пробы воды, образцы донных отложений, пробы воздуха и грунта на соответствие нормам предельно допустимой концентрации (ПДК). По результатам анализов никаких превышений ПДК не зарегистрировано.

У предприятия есть собственное пожарное депо. Мы осуществляем увлажнение серы в зоне работы с ней, в порту работает система орошения, которая позволяет предотвращать пыление серы и не допускает загрязнение окружающей среды.

Кроме того, ежедневно проводится осмотр складов, территории порта, проверка использования защитных средств. Противопросыпные мероприятия позволяют предотвратить попадание серы в воду акватории порта: мы используем жесткие и мягкие пологи, которые размещаются между судном и причалом во время грузовых операций.

– Сколько человек трудится в УДП? Какова средняя зарплата на предприятии? Объем налоговых отчислений в бюджет?

– В навигацию в порту работают 350 человек. В 2012 г. средняя зарплата в УДП составила 17877 руб., что на 20% выше средней зарплаты в пос. Усть-Донецкий.

Общий объем налоговых отчислений УДП в бюджеты различных уровней составляет около 42 млн. руб. в год. При этом надо понимать, что весь бюджет поселка Усть-Донецкий составляет 21 млн. руб.

– Ведется ли контроль состояния здоровья работников?

– Работники УДП обязательно проходят ежегодную медицинскую комиссию. Кроме того, согласно Положению о безопасности работников один раз в пять лет обследование проводит независимая медицинская комиссия. По данным исследований, прямой связи между заболеваниями и работой с серой не выявлено.

– Каков мировой опыт перевалки и открытого хранения серы?

– Открытое хранение и перевалка серы является общепринятой практикой во всем мире. В пример можно привести Польшу, Мексику, Францию, Россию, Казахстан, Саудовскую Аравию, Ирак, США и Канаду.

Самые большие открытые хранилища серы находятся в Канаде, и эта практика существует с 1960-х годов. При этом Канада известна как страна, которая является мировым лидером в разработке промышленных стандартов экологически безопасного производства и хранения серы. В Ванкувере сера хранится и переваливается открытым способом вблизи мегаполиса с населением порядка 2 млн. человек. При этом годовой объем переработки составляет около 7 млн. т серы.

– Какие экологические программы запланированы в УДП на 2013-2015 гг.?

– Мы планируем провести реконструкцию ливневой канализации. Проект прошел в прошлом году государственную экспертизу. Реконструкция предусматривает финансирование в 25 млн. руб. в 2012-2015 гг. В 2012 г. уже освоено 2 млн. руб. Речь идет о создании комплексной системы цикличного действия: будет осуществляться сбор сточных вод, их очищение, фильтрация и затем подача очищенной воды для орошения серы на грузовых участках.

Помимо этого, ведется постоянное совершенствование конструкции пологов, обновляем и ремонтируем перегрузочную технику, грейферный парк, склады.

– Какой объем грузов планирует переработать Усть-Донецкий порт в 2013 г.?

– Мощности порта готовы к обработке объемов 1,8-2 млн. т грузов в год. Мы ставим планку на уровне не ниже 1400 тыс. т грузов. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)