Чтобы новые автоматические камеры могли рассмотреть лица водителей, тонировку хотят запретить. Массовые проверки могут начать уже в этом году.
В правительстве заканчивают работу над новым законопроектом, который вернет автоматическую фото – видеофиксацию нарушений. И если раньше речь шла исключительно о скоростном режиме, на этот раз чиновники хотят фиксировать на камеру абсолютно все нарушения, засыпая автомобилистов “письмами счастья”.
Таким образом, вы можете получить “открытку” от ГАИ, если не пропустили пешехода, проехали на красный свет, развернулись через две сплошные и т. п.
Такие системы (“Гарпун”) уже стоят на дорогах в нескольких областях, но сейчас закон запрещает использовать их для “заочного” оформления протоколов (инспекторы получают данные камеры и тормозят нарушителя на посту).
Вам будут присылать заполненный протокол и фотографию, на котором зафиксировано нарушение, с точными координатами и временем. Если вы не оплатите штраф в течение 15 дней, то сумма увеличивается в два раза. Через два месяца дело передается в исполнительную службу и вашу машину могут и вовсе задержать.
Кому именно будут высылать “письма счастья”? Этот вопрос обсуждают уже не первый год. В одном из последних законопроектов, который был подан в Раду, предлагалось “заочно” штрафовать только автовладельцев, независимо от того, кто именно сидел за рулем (не платить хозяин авто мог бы только в том случае, если машина была угнана).
На этот раз в ГАИ пошли другим путем: хотят фотографировать водителя в момент нарушения. Чтобы камера разглядела лицо, тонировку нужно убрать. Для этого придется устроить массовые проверки и выписки штрафов (которые как раз предлагают поднять).
В распоряжении ГАИ сейчас есть 24 мобильные лаборатории, которые будут проверять тонированные машины во всех областях Украины. Но их определенно не хватает, поскольку в Украине до 85% транспортных средств имеют затонированные стекла.
По словам руководителей ГАИ, система фото- и видеофиксации может заработать уже к концу года. Осталось только принять необходимые законы, создать единую базу нарушений с выходом на таможню и заставить украинцев растонировать свои машины.
“Если народные депутаты нас поддержат до конца года, максимум до весны следующего, ни одной тонированной машины в стране не будет. Мы тянули с этим до последнего, но необходимо ставить точку. Если хотим отдать вопрос фиксации нарушений технике, исключив человеческий фактор, автомобили должны быть растонированы. В противном случае, новые системы будут работать некорректно. Осенью начнем жестко штрафовать за тонировку”, – заявил один из работников УГАИ Украины.
Также обещают наконец-то навести порядок с единой базой штрафников, которую тоже разрабатывают не первый год. “Не секрет, этот вопрос пока провисает, базы есть, но, они работают автономно. Простыми словами, если кто-то нарушит в Сумской области, мы не можем отследить это нарушение в Киеве. А протокол на сумчанина, который нарушил в Киеве, по-прежнему передаем по почте. Нередко эти бумаги теряются”.
Автомобильный адвокат Владимир Караваев согласен, что если вернуть фото-видео фиксацию и при этом не растонировать машины, ГАИ снова получит тысячи судебных истоков: “Камера должна фиксировать, кто был в момент нарушения за рулем автомобиля, иначе эти протоколы ничего не стоят, их будут оспаривать. ГАИ уже раз наступила на грабли, сделать это еще раз недопустимо. Чтобы эта грустная история с исками не повторилась, к вопросу автоматической фиксации нужно подходить очень тщательно. Одно из условий – растонировать автомобили”, – говорит эксперт.
В МВД уже готов законопроект о повышении штрафов за ряд нарушений (в том числе за тонировку до 680 грн.). Этот же проект дает право ГАИ осуществлять контроль технического состояния ТС во время их эксплуатации.
Эти и другие нововведения предусмотрены в утвержденной президентом Украины программе экономических реформ. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)