Минпромторг заявил о готовности обнулить таможенные пошлины для электромобилей на год. По мнению властей, подобный шаг сделает электромобили более доступными для россиян, а также позволит в стране сформировать соответствующий рынок, который станет почвой для отечественных производителей машин на электротяге. Участники рынка ранее говорили, что у России есть крупное конкурентное преимущество в области электромобилей: во всех остальных отраслях автомобилестроения страна слишком отстала.
В ходе встречи с представителями компаний «Рольф Импорт», «ФСК ЕЭС» и МОЭСК замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что ведомство рассматривает возможность отмены таможенных пошлин на электромобили сроком на один год.
По оценкам участников встречи, отмена пошлин удешевит импортные электромобили примерно на 20%.
В широком смысле замысел властей состоит в том, что расширение небольшого рынка электромобилей в России за счет повышения доступности импортных машин на электротяге поможет создать необходимую для популярности электромобилей инфраструктуру и позволит подготовить почву для работы российских производителей электромобилей.
«Открывая доступ электромобилей в Россию, мы создаем в первую очередь инфраструктуру для развития рынка автомобилей с экологичными двигателями. К тому моменту, когда в Калуге и других городах производство отечественных электромобилей заработает на полную мощность, у нас уже должны быть электрозаправки, соответствующие сервисы обслуживания, более того, должен сформироваться спрос на автомобили, альтернативные двигателю внутреннего сгорания», — заявил Евтухов.
По мнению замминистра, расширение парка электромобилей в России даст импульс развитию экологически чистой энергетики и созданию новых отраслей промышленности, что поможет сформировать новые рабочие места.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ и исполнительный директор «Рольф-Импорт» Андрей Панков, пошлины планируется отменить на один год, поскольку именно этот срок применяется в стандартной практике таможенного регулирования в России. «Это связано с возможностью увидеть реакцию рынка на данные изменения, меньший период может быть не показательным», — рассказал Панков.
Представитель отрасли считает, что возможная отмена пошлин позволит рынку электромобилей в России расти.
«По нашим прогнозам, на российский рынок придут многие мировые производители электромобилей, цены снизятся и увеличится спрос, — рассказал Панков. — Соответственно, должно произойти и увеличение производства электромобилей, в чем заинтересованы и российские производители. Например, АвтоВАЗ и КамАЗ.
По словам Панкова, зарядная инфраструктура в России развивается достаточно динамично по сравнению с рядом европейских стран, где этот процесс стимулируется государством. Кроме того, специалист рассказал о том, что во избежание проблем, с которыми столкнулись западные коллеги, ФСК ЕЭС разработала Всероссийскую программу по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в РФ и приступила к реализации ее первого этапа. «Сегодня проект по развитию инфраструктуры вышел за пределы Москвы — Ленэнерго заявило о том, что в ближайшее время запустит проект по разработке инфраструктуры для электротранспорта в Ленинградской области, активно занимаются разработкой сети зарядных станций для электротранспорта Екатеринбургская ЭСК, Югорская региональная электросетевая компания», — рассказал Панков.
Эксперт также напомнил о том, что опрошенные в ходе Московского международного автосалона автолюбители заявили о готовности пересесть на электромобили в случае создания требуемой инфраструктуры, — такого мнения придерживаются 90,2% респондентов.
Панков упомянул и первый официально продающийся в России серийный электрокар Mitsubishi i-MiEV — к настоящему моменту в России проданы 105 экземпляров автомобиля, стоимость которого составляет 1,799 млн рублей.
«В целом покупательскую аудиторию можно охарактеризовать так: это современные люди, смотрящие далеко вперед. Пока основными покупателями являются корпоративные парки, которые при покупке электромобиля руководствуются преимуществами инновационного транспорта, включая экономию на «топливе» и ТО», — рассказал Панков.
При этом он признает, что высокая цена i-MiEV ограничивает спрос на модель. «Пока электромобиль приобретают те, кто хочет отличаться, либо те, у кого уже есть все. А вот электромобиля еще не было», — пояснил Панков.
В конце апреля 2013 года стало известно, что Управление делами президента планирует приобрести 70 электромобилей i-MiEV, причем сумма сделки составляет 88,13 млн рублей — скидка при покупке составит около 30%.
В настоящее время в России серийно выпускается только один электромобиль — El Lada, созданная АвтоВАЗом на базе Lada Kalina предыдущего поколения.
Ее стоимость варьируется от 1 до 1,2 млн рублей. Кроме того, компания занята поручением Минпромторга о разработке машины с гибридной силовой установкой, на эти цели выделено 499 млн рублей. Ведомство также предложило предоставить российским производителям гибридов и электрокаров льготы.
О намерении выпустить городской электромобиль заявила компания КамАЗ. Данный проект планируется реализовать до 2020 года, но подробностей о нем пока нет.
Интерес российских властей к электромобилям растет на фоне противоположного процесса в западных странах — там ставку делают на силовые установки, основанные на водородных топливных ячейках и уже распространенные гибридные агрегаты.
Соответствующие мысли ранее выразил менеджмент таких крупных компаний, как Toyota, Nissan и Volvo. Автопроизводители признают, что у электромобилей есть своя ниша, но массовыми они не станут. В качестве основных недостатков автомобилей на электротяге представители автоиндустрии тогда назвали их стоимость, ограниченный запас хода и долгое время, требующееся для перезарядки аккумуляторов машины.
Кроме того, власти США, ранее планировавшие вывести на дороги страны 1 млн электромобилей в 2015 году, пересмотрели свою точку зрения и решили не обозначать конкретный срок реализации этих планов, отметив, впрочем, что страна находится на верном пути.
Тем не менее представитель одного из крупнейших дилеров электромобилей в России, компания «Экомоторс», рассказал «Газете.Ru», что Россия имеет хорошие конкурентные преимущества в области выпуска электромобилей из-за их относительной простоты. Вместе с тем эксперт признал, что в остальных вопросах развития автопрома Россия слишком отстала от западных стран. (gazeta.ru/Транспорт Украины. СНГ, мира)