США ввели санкции в отношении украинских авиакомпаний “Буковина” (Черновцы) и “Украинско-средиземноморские авиалинии” (Um Air, Киев), а также их основного владельца Родрига Мерхежа (Rodrigue Elias Merhej) за их сотрудничество с иранскими авиакомпаниями Mahan Air и Iran Air.
Как отмечается в сообщении Минфина США, в вину украинским компаниям вменяется передача в аренду и продажа самолетов указанным выше иранским авиакомпаниям, которые использовались для перевозок Корпуса стражей исламской революции, Минобороны Ирана и ливанской Хизбаллы, в том числе для поставок грузов в Сирию.
В документе, в частности, говорится, что Um Air давала в лизинг Mahan Air самолеты BAe-146 Avro RJ100 и обучала пилотов и инженеров этой иранской компании.
Минфин США также указывает, что “Буковина” совместно с Um Air с 2010 г. экспортировала в Иран десятки самолетов, и в настоящее время на их имя зарегистрировано в этой стране 25 воздушных судов. Американское ведомство добавляет, что предоставленные “Буковиной” Mahan Air самолеты неоднократно использовались для полетов в Сирию.
Помимо того, под санкции по похожим причинам попали также киргизская “Киргиз Транс Авиа” (Бишкек) и Sirjanco Trading L.L.C. из ОАЭ.
Um Air создана в 1998 г., основным ее владельцем (90% на июль 2012 г.) был Р. Мерхеж. Согласно информации на сайте, компания совершает регулярные рейсы из Киева в Бейрут (Ливан), Амман (Иордания), Багдад (Ирак) и Тегеран (Иран), а парк ее воздушных судов состоит из двух MD-82 и двух MD-83.
Чистый доход компании в 2011 г. вырос на 7,4% до 95,92 млн. грн., а чистый убыток составил 13,56 млн. грн. по сравнению с чистой прибылью 1,26 млн. грн. годом ранее. Первое полугодие 2012 г. Um Air завершила с чистой прибылью 38,09 млн. грн. и чистым убытком 0,96 млн. грн.
ЧАО “Авиакомпания “Буковина” было создано в 1999 г., основным ее владельцем с 88,32% акций на начало этого года был Р. Мерхеж. Согласно годовому отчету авиакомпании, в этом году она планировала использовать самолеты типа МД-80 (82, 83, 88), FOKKER, BAe-146 на регулярных и чартерных рейсах по маршрутам из Киева в Ужгород, Минск, Батуми, Симферополь, Харьков, Тегеран, однако какая-то информация о текущей ее деятельности отсутствует.
Чистый доход “Буковины” в 2012 г. упал в 1,7 раза до 13,31 млн. грн., а чистый убыток составил 15,81 млн. грн. по сравнению с чистой прибылью 4,61 млн. грн. годом ранее. (Интерфакс-Украина/Транспорт в Украине, СНГ, мире)