30 мая в Красной Поляне в рамках VIII Международного железнодорожного бизнес-форума “Стратегическое партнерство 1520” состоялась дискуссия на тему “Конкуренция в перевозочной деятельности 1520”.

В рамках дискуссии были затронуты вопросы целесообразности организации конкуренции перевозчиков “за маршрут” и “на маршруте”, формирования нормативно-правовой базы новой архитектуры перевозочной деятельности, а также проблему обеспечения безопасности в условиях множественности перевозчиков.

Вопрос о целесообразности функционирования на сети железных дорог общего пользования самостоятельных перевозчиков со своими локомотивами является предметом активных дискуссий.

По словам старшего вице-президента ОАО “РЖД” Валерия Решетникова, с момента утверждения правительством РФ Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, предусматривающей возможность появления локальных перевозчиков, проведен целый ряд исследований с привлечением независимых экспертов. Суть представленных выводов сводится к тому, что все зависит от целей проведения подобной реформы.

По расчетам Федеральной службы по тарифам, проведенным в 2009 г., отделение инфраструктуры от локомотивной тяги приведет к росту расходов ОАО “РЖД” на 170 млрд. руб. (+24% за год), исследование Института проблем естественных монополий в 2010 г. показало увеличение издержек на 223 млрд. руб. (+32% за год).

Валерий Решетников подчеркнул, что самым минимальным необходимым условием для организации конкуренции является профицит инфраструктуры, как это было в отдельных странах Европы, где провели такую реформу. “Если пытаться организовать конкуренцию на дефицитной инфраструктуре, то конкуренция будет не за клиента, а за дефицитную инфраструктуру”, – подчеркнул старший вице-президент ОАО “РЖД”.

Где существует особо высокая загруженность инфраструктуры, а грузовое движение и так превалирует над пассажирским, наиболее сложно организовать конкуренцию. Загруженность инфраструктуры ОАО “РЖД” – одна из наиболее высоких в мире, около 25 млн. т-км на км – вторая по напряженности инфраструктура в мире после Китая.

Валерий Решетников обратил внимание, что согласно независимым исследованиям, важна и доля грузовых перевозок в общем объеме железнодорожных перевозок на сети. Около 94% всех перевозок в РФ осуществляется в интересах перевозки грузов и только 6,1% – в интересах пассажирского транспорта. В странах с высокой густотой перевозок решение о разделении перевозок и инфраструктуры не принималось.

В силу преобладания в России грузового движения велики риски негативных последствий от подобных преобразований, которые уже проявились в других странах.

Одним из наиболее ярких примеров организации конкуренции на дефицитной инфраструктуре является либерализация вагонного парка. Создание большого количества операторов вагонов дало положительный эффект, связанный с обновлением парка подвижного состава. Однако рост вагонного парка, опережающий увеличение грузовой базы и развитие инфраструктуры, вызвал существенный профицит грузового подвижного состава, в настоящее время он достиг 250 тыс. вагонов.

Все это привело к нарушению слаженной работы сети, сведение к нулю сдвоенных операций, усложнило маневровую работу, увеличило порожние пробеги, загрузку станционной инфраструктуры.

По словам Валерия Решетникова, управление вагонным парком, которым владеют более 1,7 тыс. различных собственников, гораздо менее эффективно, чем объединенным парком инвентарных вагонов.

Старший вице-президент также подчеркнул, что тариф на перевозку грузов, регулируемый государством, построен на среднесетевых затратах. В этой ситуации локальные перевозчики будут стремиться выполнять перевозки на тех участках, где издержки на перевозки меньше. Таким образом, появятся локальные оптимумы. “Не создав соответствующей нормативной базы, которая позволяла бы регулировать отношения всех участников рынка, говорить о создании перевозчиков, осуществлять масштабный эксперимент достаточно рискованно”, – добавил Валерий Решетников. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)