В России в 2013 г. общее количество грузовых железнодорожных вагонов составляет 1144 тыс. штук, из них порядка 200 тыс. являются невостребованными или маловостребованными. Такие данные в ходе брифинга, посвященного вопросу продления срока службы грузовых вагонов, привел заместитель министра транспорта России Алексей Цыденов, говорится в сообщении министерства. По его словам, снижение спроса на новые вагоны приводит к простаиванию вагоностроительных предприятий. В связи с этим возникла необходимость принятия комплекса организационных и нормативных мер, направленных на изменение ситуации. Одно из решений – совершенствование процедуры продления срока службы вагонов, которая применяется с 2001 г., что решает задачи как безопасной эксплуатации подвижного состава, так и экономического стимулирования для обновления парка.
По словам Цыденова, в 2013 г. истекает срок службы примерно 50 тыс. вагонов. В 2014-2016 гг. эта цифра составит в среднем 85 тыс. ежегодно. “Постоянное продление сроков службы вагонов может привести к тому, что у старых вагонов одновременно истечет срок службы и возникнет дефицит парка, а к этому времени долгосрочное отсутствие заказов приведет к сокращению производственных мощностей”, – сказал он.
По его мнению, с учетом накопленного опыта и необходимости формирования государственной политики в этом вопросе целесообразно выстроить систему, которая бы позволяла в среднем в год обновлять порядка 50 тыс. вагонов. “Это создаст условия для достаточной загрузки производственных мощностей, необходимого объема для поддержания общего парка вагонов в технически эксплуатационном состоянии, а также для возможности внедрения инновационного подвижного состава”, – сказал А. Цыденов. При этом он подчеркнул, что решение по совершенствованию продления срока службы вагонов не предусматривает запрета на продление их срока службы, а делает “более затратным продление, поскольку предъявляются повышенные требования к объему ремонтных работ, которые производятся с вагоном перед продлением срока службы”.
Подготовленный Минтрансом России проект приказа “О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. №286”, включающий “Положение о продлении сроков службы грузовых вагонов”, в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения.
Проект приказа подготовлен во исполнение поручения заместителя председателя правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича, данного по итогам рассмотрения вопроса о комплексе необходимых мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
В подготовленном Положении о продлении сроков службы детально прописан алгоритм действий по продлению сроков службы грузовых вагонов, включающий, в частности работы по техническому диагностированию грузовых вагонов, определению их остаточного ресурса с учетом текущего технического состояния, разработку и выдачу технических решений, определяющих вид и объем технического обслуживания грузовых вагонов достаточный для установления нового назначенного срока службы, исходя из их остаточного ресурса.
По результатам общественного обсуждения проект приказа будет направлен во все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. (PortNews/Транспорт в Украине, СНГ, мире)