На этой неделе Москву должен был посетить глава объединенного комитета начальников штабов США Мартин Демпси. Однако визит сорвался. Причина – спор об оплате аэронавигационных услуг. Москва настаивает на том, чтобы в число плательщиков входили и спецрейсы госавиации США. Вашингтон отказывается, не признавая долг, который, по данным российских источников газеты “КоммерсантЪ”, составляет $2,8 млн. и 5,7 млн. руб. Визит Демпси – не первый, отмененный из-за этих разногласий.

О том, что генерал Мартин Демпси должен был посетить Москву, рассказали источники, близкие к госдепу и Пентагону. Поездка готовилась несколько недель, однако в итоге сорвалась. Россия, по словам собеседников, настаивала на том, чтобы ВВС США (в рамках которых действует специальный летный отряд, перевозящий президента, вице-президента, госсекретаря, высокопоставленных военных и ряд других официальных лиц) заплатили пошлину за использование российского воздушного пространства. Однако Вашингтон платить отказался.

Визит Демпси – не первый, сорвавшийся из-за разногласий по вопросу о сборах. По словам источника в штаб-квартире НАТО, в конце ноября прошлого года в Москву на переговоры должен был прилететь адмирал Джеймс Ставридис, на тот момент занимавший пост верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Этот визит даже успели анонсировать информагентства, но он был отменен за несколько часов до предполагаемого вылета. Причины не разглашались, однако, по словам собеседника, адмирал планировал лететь американским спецбортом, с которого власти РФ также потребовали уплаты пошлин, “противоречащей законодательству США”.

В госдепе ссылаются на закон о деятельности федерального управления гражданской авиации США, согласно которому “государственная авиация США и других стран освобождается от уплаты пошлин за использование воздушного пространства”. Старший юрист адвокатского бюро “Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры” Лина Тальцева пояснила: целый ряд законодательных актов США предусматривает, что иностранная государственная авиация обслуживается без взимания сборов, если в соответствующей стране американской госавиации предоставлены аналогичные привилегии. “США не требуют денег со спецбортов других стран и рассчитывают на взаимность, – резюмировал источник в штаб-квартире НАТО. – Однако у России иная позиция по этому вопросу, что осложняет процесс подготовки визитов официальных лиц”.

В Москве ситуацию описывают совершенно иначе. По словам источника в МИД РФ, речь идет не о “пошлине” за использование российского воздушного пространства, а об “оплате предоставляемых аэронавигационных услуг”. “Такая процедура определена воздушным кодексом РФ, и все другие страны, кроме США, соблюдают это требование российского законодательства”, – пояснил собеседник.

По его словам, плата за аэронавигационные услуги поступает на счет ФГУП “Госкорпорация по организации воздушного движения”, уполномоченного предоставлять их с начала 1990-х годов. “Американская же сторона, ссылаясь на особенности своего законодательства, не только категорически отказывается оплачивать аэронавигационные услуги, но и не признает накопившуюся с того времени задолженность – $2,8 млн. и 5,7 млн. руб.”, – посетовал собеседник. Долг указан в двух валютах, так как с 2004 г. оплата за аэронавигационные услуги принимается в долларах.

“Разумеется, спецрейсы как в РФ, так и в США не обслуживаются бесплатно. Мы всегда оплачиваем топливные, аэропортовые и другие сборы, поэтому вправе рассчитывать на аналогичный подход, – продолжил собеседник. – В связи с этим российские авиационные власти совместно с МИДом неоднократно предлагали американцам заключить межправительственное соглашение, которое создало бы правовую основу для организации полетов госавиации и урегулировало бы проблему американской задолженности”. По его словам, в последний раз российский проект такого соглашения был передан в госдеп в октябре прошлого года.

“Ряд поездок чиновников из США к нам согласовывался буквально на флажке, нередко разногласия из-за обслуживания спецрейсов приводили к отмене визитов, – говорит собеседник в Минобороны РФ. – Необходимо отладить механизм, чтобы исключить подобные случаи. Такие моменты негативно влияют на переговорный процесс в целом”.

Между тем ни та, ни другая сторона не хотят предавать конфликт гласности, надеясь все же найти взаимоприемлемое решение. В офисе генерала Демпси заявили: визит перенесен “из-за сложностей с графиком”. И добавили: Демпси регулярно общается со своим российским коллегой, начальником генштаба РФ генералом армии Валерием Герасимовым, в режиме видеоконференций. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)