17-21 июня в Лондоне в штаб квартире Международной морской организации (ИМО) прошла 92-я сессия Комитета по безопасности на море (КБМ- 92), сообщили в пресс-службе Минтранса.

В работе комитета приняли участие делегации 115 государств-членов ИМО, 2 государств, являющихся ассоциированными членами, а также представители 48 международных организаций.

По итогам работы КБМ-92 одобрены следующие Резолюции:

–  Резолюция MSC.349(92) “Кодекс для признанных организаций”. Кодекс устанавливает международные стандарты для признанных организаций, которым администрации делегируют полномочия на проведение освидетельствований судов и выдачу свидетельств, регламентирует порядок признания и контроль за деятельностью таких организаций. Кодекс станет обязательным с 1 января 2015 г. посредством соответствующих поправок к Конвенциям СОЛАС, МАРПОЛ и Международной конвенции о грузовой марке.

–  Резолюция MSC.350(92) о принятии поправок к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., которые были ранее утверждены КБМ-91. Поправки в правило 19 “Подготовка персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях и учения” Главы III СОЛАС. Поправками к правилу III/19.1 вводятся требования о проведении учебного сбора и инструктажа по безопасности вновь прибывших пассажиров перед отходом судна или сразу после отхода. Поправками к правилам III/19.2 и 19.3 вводятся обязательные требования к проведению судовых учений по входу в закрытые помещения и по спасанию с периодичностью не реже чем раз в два месяца, руководствуясь Резолюцией А.1050(27) “Пересмотренные рекомендации по входу в закрытые помещения”. Поправки к правилу V/19.1 СОЛАС касательно распространения требования о наличии системы сигнализации о несении ходовой навигационной вахты (ССХВ) (Резолюция MSC. 282(86)) на суда, построенные до 1 июля 2002 г. В настоящее время данные поправки применяются к судам, построенным после 1 июля 2002 г. Поправками к правилу XI-I/1 “Предоставление полномочий признанным организациям” вводится требование о соответствии таких организаций обязательным требованиям Кодекса для признанных организаций. Поправками отменяются ранее указанные в данном правиле резолюции А.739(18) “Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени администраций” и А.789(19) “Спецификации функций признанных организаций, действующих от имени администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств”.

–  Резолюция MSC.356(92) – поправки к Протоколу 1988 г. к Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. С целью придания Кодексу для признанных организаций статуса обязательного документа ИМО поправками к правилу I/2-1 Приложения I Протокола вводятся положения о предоставлении полномочий признанным организациям в соответствии с требованиями кодекса.

Приняты Резолюция MSC.351(92) – поправки к Международному кодексу безопасности высокоскоростных судов 1994 г. и Резолюция MSC.352(92) – поправки к Международному кодексу безопасности высокоскоростных судов 2000 г. В гл. 18 “Эксплуатационные требования” вводятся требования по проведению судовых учений по входу в закрытые помещения и по спасанию с периодичностью не реже чем раз в два месяца, руководствуясь Резолюцией А.1050(27) “Пересмотренные рекомендации по входу в закрытые помещения”, добавлено требование о проверке и использовании прибора по замерам атмосферы в закрытых помещениях во время судовых учений.

Аналогичные требования о проведении судовых учений по входу в закрытые помещения и по спасанию также вводятся посредством принятия поправок к следующим документам:

–  Резолюция MSC.357(92) – поправки к Кодексу по постройке и оборудованию плавучих буровых установок (Резолюция А.414(XI));

– Резолюция MSC.358(92) – поправки к Кодексу по постройке и оборудованию плавучих буровых установок 1989 г. (Резолюция А.649(16));

– Резолюция MSC.359(92) – поправки к Кодексу по постройке и оборудованию плавучих буровых установок 2009 г. ((Резолюция A.1023(26));

– Резолюция MSC.360(92) – поправки к Кодексу безопасности для судов с динамическим принципом поддержания (Резолюция A.373(X));

–  Резолюция MSC.353(92) – поправки к Международному кодексу по управлению безопасностью (МКУБ). В частности, согласно новым положениям р. 6 “Ресурсы и персонал” Кодекса компания должна обеспечить необходимое количество персонала, чтобы охватить все аспекты поддержания безопасности на борту судна при эксплуатации, при этом сделана ссылка на Резолюцию А.1047(27) “Принципы определения минимального безопасного состава экипажа”. В р. 12 “Проверка, анализ и оценка, осуществляемая компанией” введено требование о проведении Компанией периодических проверок и оценки деятельности персонала, выполняющего функции по обеспечению безопасности в соответствии с Кодексом МКУБ;

– Резолюция MSC.354(92) – поправки (02-13) к Международному кодексу морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ). Поправками вводится ряд новых карточек для навалочных грузов, устанавливаются требования к процедурам проведения анализа, проверкам и контролю содержания влаги в твердых навалочных грузах, склонных к разжижению, требования о внесении в декларацию на груз значения влажности. Резолюция приглашает государства к добровольному применению поправок с 1 января 2014 г., которые станут обязательными с 1 января 2015 г. В этой связи одобрены MSC.1/Circ.1452 о раннем применении поправок к Кодексу МКМПНГ касательно проверок и контроля содержания влаги в твердых навалочных грузах, склонных к разжижению, а также циркуляр MSC.1/Circ.11454 “Руководство по разработке и одобрению процедур по анализу, проверкам и контролю содержания влаги в твердых навалочных грузах, склонных к разжижению”. Руководство предназначено для использования судовладельцами при подготовке указанных процедур, требуемых правилом 4.3.3 Кодекса МПОГ, а также для содействия компетентным властям порта погрузки в одобрении и проверке осуществления данных процедур;

– Резолюция MSC.355(92) – поправки к Международной конвенции по безопасным контейнерам 1972 г. (КБК-72). Поправки касаются маркировки, процедур испытаний, значений испытательной нагрузки и критериев приемлемости контейнеров, имеющих дефекты, вводят дополнительные критерии оценки контрольными органами технического состояния контейнеров, которые не требуют немедленной остановки контейнера, а дают возможность определить допустимость их дальнейшей безопасной транспортировки с возможными ограничениями. Поправки к КБК-72 содержат изменения терминологии касательно массы брутто контейнеров и надписей на табличке КБК. Также поправки вводят требования к проверке прочности контейнеров, используемых без одной створки двери.

Поправки к указанным документам ИМО, принятые Резолюциями КБМ, вступят в силу с 1 января 2015 г.

Одобрен пересмотренный циркуляр MSC.1/Circ.1395/Rev.1 “Перечень навалочных грузов для которых может быть предоставлено освобождение от требования о наличии стационарной системы пожаротушения или для которых стационарная система пожаротушения является не эффективной”. Цель циркуляра – предоставление руководства для администраций по выдаче изъятий в соответствии с правилом II-2/10.7.1.4 СОЛАС. В рамках согласования с поправками 02-13 к Кодексу МКМПНГ в циркуляр в Таблицу №1 с перечнем грузов, для которых может быть предоставлено такое изъятие, добавлено несколько наименований новых грузов (гидрат оксида алюминия, клинкер золы влажной, каменноугольная смола).

Утвержден проект поправок к правилам II-2/4.5.5 “Системы инертного газа” и II-2/16 “Эксплуатация” СОЛАС касательно систем инертных газов нефтеналивных судов и химовозов. Существующие требования о наличии систем инертных газов для защиты грузовых помещений применимы к танкерам дедвейтом 20000 т и более. Указанными поправками устанавливаются требования о наличии систем инертного газа на вновь построенных танкерах дедвейтом 8000 т и более. Системы инертного газа на указанных новых танкерах должны отвечать требованиям пересмотренного Международного кодекса по системам противопожарной безопасности (Кодекса СПБ), поправки к которому также утверждены КБМ-92. В пересмотренный Кодекс в гл. 15 “Системы инертных газов” введены положения касательно систем инертного газа с азотным генератором. Целесообразно отметить, что танкерам дедвейтом 20000 т и более, построенным в период между 1 июля 2002 г. и до даты вступления поправок в силу (1 июля 2015 г.), не потребуется отвечать новым требованиям гл. 15 Кодекса СПБ.

Утвержден проект поправок к гл. II-2/13.4 СОЛАС. Поправками вводятся новые требования к путям эвакуации из судовых машинных помещений. В частности, пути эвакуации на грузовых и пассажирских судах, расположенные за пределами выгородок трапов, должны быть стальной конструкции и оснащены стальными щитами для защиты людей от повышенной температуры и открытого огня. Центральные посты управления и главные мастерские в машинных помещениях грузовых судов должны быть оборудованы двумя путями эвакуации, по меньшей мере, один из которых должен обеспечивать непрерывное укрытие от пожара на всем своем протяжении вплоть до безопасного выхода наружу. Поправки будут применяться только к новым пассажирским и грузовым судам.

Утвержден проект консолидированной версии пересмотренного Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс МКГ). В пересмотренный Кодекс включены тексты поправок, принятых следующими резолюциями Комитета по безопасности на море (КБМ): MSC.17(58), MSC.30(61), MSC.32(63), MSC.59(67), MSC.103(73), MSC.177(79) и MSC.220(82). В Кодекс также внесено значительное количество редакционных поправок с целью согласования с положениями Конвенции СОЛАС и другими документами ИМО, имеющими обязательную силу. В частности, в преамбулу Кодекса МКГ внесена информация о порядке информирования государств о требованиях и условиях перевозки новых продуктов до вступления в силу соответствующих поправок, как это предписано правилом VII Конвенции СОЛАС; в гл. 1 “Общие положения” внесено определение термина “Признанные стандарты”. В пересмотренную гл. 4 “Удержание груза” – внесены требования к системам удержания груза в случае столкновения, пожара или затопления, а также внесены условия, при которых, в случае пониженных динамических нагрузок на судно, может допускаться давление паров, превышающее расчетную величину. В гл. 6 “Конструкционные материалы” в связи с уточнением требований по испытанию образцов материалов заменена таблица 6.2 “Листы, профили и поковки для грузовых танков, дополнительных барьеров и технологических сосудов высокого давления, эксплуатируемых при расчетных температурах от -55 до 0 град. C”. В дополнении 2 к Кодексу МКГ заменена форма Международного свидетельства о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом – в форме свидетельства откорректирован раздел с пояснениями относительно заполнения свидетельства.

Поправки, утвержденные КБМ-92, будут представлены на одобрение 93-й сессии Комитета по безопасности на море.

В соответствии с резолюцией №4 Международной конференции по безопасности рыболовных судов (Кейптаун, ЮАР, 9-11 октября 2012 г.) о принятии Соглашения об осуществлении положений Торремолиносского протокола 1993 г. к Торремолиносской международной конвенции по безопасности рыболовных судов 1977 г, Комитет одобрил консолидированный текст соглашения и правил приложения к Торремолиносскому протоколу 1993 г. Копии заверенного текста будут разосланы государствам-участникам конференции. Кейптаунское соглашение 2012 г. вступит в силу через двенадцать месяцев после даты, на которую не менее 22 государств, рыболовный флот которых в совокупности имеет не менее 3600 судов длиной 24 м и более, занятых промыслом в открытом море, выразили свое согласие соблюдать положения соглашения.

Следующая 93-я сессия КБМ состоится в штаб-квартире ИМО с 14 по 23 мая 2014 г. (SeaNews/Транспорт в Украине, СНГ, мире)