РЖД в сентябре прогнозируют падение погрузки на 0,7% по сравнению с августовскими 1,3%. Улучшению динамики в первый месяц осени, считают эксперты, поспособствует осеннее оживление экономики и отгрузки летнего урожая зерна.

Погрузка на железных дорогах является важным макроэкономическим показателем, который характеризует деловую активность и связан с уровнем промышленного производства.

РЖД отмечают спад погрузки на железных дорогах России с ноября 2012 г. С начала года темпы падения то замедлялись, то ускорялись. Теперь они стабильно замедляются уже четвертый месяц.

Погрузка в августе, сообщили РЖД, снизилась на 1,3% по сравнению с августом прошлого года до 107,5 млн. т. Этот результат оказался лучше прогноза компании в 1,5%. Согласно данным РЖД, среднесуточная погрузка составила 3,469 млн. т.

“По сравнению с августом 2012 г. снизилась погрузка грузов первого класса на 0,4 млн. т или 0,5%, грузов второго класса – на 0,3 млн. т или 1%, грузов третьего класса – 0,8 млн. т или 5,8%”, – говорится в материалах.

Ситуацию в очередной раз вытягивает уголь, говорит Алексей Вязовский из “Покровка Финанс”. “На Западно-Сибирской дороге погрузили и перевезли угля больше августа не только предыдущего года, но даже докризисного 2007 г. (рост на 8,4%). Хорошо чувствуют себя контейнерные грузы (рост на 3,1%). Грузы третьего класса отстают. Кроме того, РЖД теряет и по строительным, нефтеналивным грузам”, – говорит эксперт.

Темпы падения погрузки во втором квартале стали замедляться, отмечает Елена Садовская из RMG. “Вот уже на протяжении двух месяцев, июль-август, падение грузов стабилизировалось на определенных уровнях, но также статичен и рост по углю, например”, – добавляет она.

Согласно материалам РЖД, среднесуточная погрузка в январе-августе составила 3,373 млн. т, что на 2,8% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Снижение в абсолютном исчислении, сообщала компания, составило 27 млн. т или 3,2% (за счет одного календарного дня, 29 дней в феврале 2012 г.). “По сравнению с 2012 г. снижена погрузка грузов первого класса на 9,5 млн. т или 1,9%, второго класса – на 11,3 млн. т или 4,9%, третьего класса – на 6,3 млн. т или 5,8%”, – говорится в данных РЖД.

“Прогноз погрузки в сентябре оценивается на уровне не менее 3521 тыс. т в среднем в сутки”, – говорится в материалах РЖД. Таким образом, за 30 дней месяца она составит 105,630 млн. т. Погрузка в сентябре 2012 г. была на уровне 106,4 млн. т. Снижение данного показателя, согласно расчетам, в сентябре составит 0,7%.

Погрузка в сентябре и осенью продолжит сокращаться, но меньшими темпами, констатирует Алексей Вязовский из “Покровка Финанс”. “Я ожидаю осеннего оживления экономики и в первую очередь строительного комплекса, который должен вытянуть перевозку как строительных грузов, так и продукции черной металлургии (это 20% всех перевозок на сети РЖД). Кроме того, продолжится рост отгрузок летнего урожая зерновых на экспорт”, – рассуждает эксперт.

Андрей Рожков ИФК “Метрополь” согласен, что в сентябре вероятно улучшение результатов благодаря сезонному зерну. “Возможно, динамика погрузки по углю улучшится”, – добавляет аналитик.

РЖД по итогам всего 2013 г. ожидают снижения погрузки на 2,4%. Глава РЖД Владимир Якунин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в начале августа сообщил, что компания рассчитывает к концу года выйти на показатели погрузки прошлого года. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)