Железнодорожный туризм в России находится в процессе становления. Лишь недавно на рынке появились предпосылки к возрождению этого популярного в советское время вида путешествий. Журнал TRN решил выяснить, что на сегодняшний день предлагается в этом сегменте и насколько высок спрос на железнодорожный продукт. 
Турпоезда выходного дня 

В прошлом году по инициативе Федеральной пассажирской компании был запущен проект «Пять пятниц», ориентированный на возрождение железнодорожных туров выходного дня. В рамках подобных путешествий туристы отправляются в туристическую поездку на небольшие расстояния по близлежащим регионам. Так, в 2012 году турпоезда отправились по различным маршрутам из Самары, Пензы, Нижнего Новгорода и Челябинска.
«Пять пятниц» осуществляется при сотрудничестве с региональными органами власти и местными турфирмами. В частности, в проекте приняли участие самарская турфирма «Профцентр», Нижегородская туристическая компания Ольги Романовой и «Челябинское бюро международного туризма». В этом году проект будет продолжен.
Отметим, что стоимость путевки на турпоезд на 30% ниже, чем проезд в обычном купейном вагоне.
«Турпоезда позволяют предложить комплексный, экономичный продукт, совмещающий перевозку, экскурсионную программу, размещение, питание. В условиях утраты традиций путешествий на поезде, мы с большим трудом восстанавливаем сейчас этот обычай. Такие поезда мы не можем запускать на регулярной основе, продажи путевок открываются за полгода до отправления, чтобы заполнить состав»,- говорит генеральный директор «РЖД Тур» Сергей Ильягуев.
Многие компании формируют турпоезда под событийные мероприятия, поскольку это пользуется спросом у туристов. Например, в прошлом году были организованы путешествия на поезде на реконструкцию Бородинского сражения.
На рынке туристических услуг сегодня есть и другие предложения в сегменте железнодорожных путешествий. К примеру, компания «Дельтакопия» занимается развитием проекта «Ретропоезд» и организует поездки на старинных поездах на паровой тяге. В ассортименте фирмы представлены программы различной продолжительности по Москве и другим городам страны. В «Дельтакопии» отмечают, что ретропоезда востребованы в сегменте корпоративных услуг. Крупные компании зачастую бронируют старинные паровозы для проведения своих мероприятий. Также популярна на ретропоезде организация банкетов, выпускных вечеров, юбилеев.
Железнодорожный оператор сотрудничает с туристическими компаниями и предлагает представителям индустрии либо заказать целый поезд и формировать его по своему усмотрению и нести полную ответственность по его заполнению, либо выступить в качестве агентства и продавать определенное число мест в поезде.
Продукт для зарубежного рынка
В 2014 году «РЖД Тур» планирует запуск поезда под рабочим названием Imperial Russia Train, который ориентировочно будет следовать по маршруту Москва-Пекин.
«Мы намерены развивать по Транссибу новые виды перевозок. Imperial Russia Train будет соответствовать всем потребностям иностранных туристов, но ценовой сегмент мы постараемся сделать ниже»,- сказал он.
В настоящее время по Транссибирской магистрали курсирует известный на зарубежном рынке поезд «люкс» класса «Золотой орел», стоимость поездки в котором составляет несколько тысяч долларов. В этом году у российских туристов появилась возможность путешествовать на этом поезде, а ранее он был ориентирован исключительно на иностранцев.
По словам заместителя генерального директора ОАО «ФПК» Владимира Каляпина, это первый эксперимент «РЖД-тур» по привлечению российских граждан на поезд «Золотой орел», но подобные перевозки планируются и в дальнейшем.
«Еще предстоит разработать концепцию тура для россиян. Думаю, что российским путешественникам было бы интересно узнать лучше окрестности озера «Байкал». Мы планируем популяризировать поездки на туристических поездах по России, и намерены организовывать их по маршрутам, которые будут разработаны непосредственно для наших туристов»,- говорит Владимир Каляпин.
За два последних рейса в этом году в путешествие на «Золотом орле» отправились 14 россиян.
По словам Сергея Ильягуева, за шесть лет существования «Золотого орла» проект полностью окупился, – загрузка поезда традиционно составляет не менее 85-90%.
Железнодорожное будущее «Русского севера»
В 2014 году на российском и зарубежном рынках туристического бизнеса планируется запустить проект «Русский север»- межрегиональный турпоезд «Северное сияние», который будет следовать по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Микунь – Троицко-Печорск – Ярославль – Москва.
«Круизный поезд должен представлять собой своеобразный аll inclusive на колесах. Потребуется специальное обучение персонала, ведь в туристическом поезде должны работать не просто проводники, а проводники-гиды. По нашим оценкам, на вывод такого сложного продукта на рынок туристических услуг потребуется от 2 до 3 лет и серьезные вложения, причем, не только финансовые», – уверен генеральный директор ООО «РЖД-Тур» Сергей Ильягуев.
Проект осуществляется совместными усилиями правительства республики Коми, «РЖД-тур» и регионов, через которые проходит маршрут поезда. По мнению министра экономического развития Республики Коми Антона Фридмана, «Русский Север» будет служить одним из инструментов для работы с въездным турпотоком и расширением туристических возможностей регионов России.
РЖД и турбизнес 
В июне этого года был подписан меморандум о сотрудничестве между «ФПК», «РЖД Тур» и туристическими компаниями: «Лабиринт», «ПАКТУР», DSBW, «Квинта-Тур».
Дочерней компании ФПК – «РЖД Тур» отведена роль консолидатора и организатора путешествий во взаимодействии с турбизнесом.
«Мы рассматриваем меморандум, как первый шаг в нашей общей работе в сфере туризма по созданию туристических продуктов с железнодорожной составляющей. В ближайших планах восточная и западная Европа, традиционно емкие туристические направления, особенно востребованные россиянами в периоды массового отдыха»,- говорит Сергей Ильягуев.
Одной из задач соглашения стало формирование комплексного туристического продукта по направлению Россия – Финляндия в зимний период 2013-2014 годов.
Ожидается, что договоренности, заключенные РЖД и турбизнесом, позволят увеличить пассажиропоток в Финляндию на 15%.
Стоит подчеркнуть, что некоторые туроператоры отправляют чартерные поезда и на новогодние праздники. Например, компания DSBW в этом году организует два чартерных поезда.
«В партнерстве с «РЖД» мы запускаем поезда в Финляндию на Новый год и Рождество: «Лапландский экспресс» до Рованиеми и «Финская сказка» до Куопио», – сообщила TRN руководитель скандинавского отдела компании Ирина Паленова. По ее словам, в этом году раннее бронирование новогодних праздников в Финляндию стартовало раньше обычного – в июне.
По экспертным оценкам, рынок железнодорожного туризма стабильно растет в среднем на 3–5% в год. Стоит отметить, что в 2011 году международная система поиска авиабилетов Momondo.ru провела опрос среди пользователей Рунета, в результате которого выяснилось, что страх перед перелетом испытывает почти треть респондентов – 31%. При этом, каждый пятый из них – 22% – заменяет самолет альтернативными видами транспорта.  (trn-news.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)