9 октября в Москве состоялось заседание правления Российского союза промышленников и предпринимателей, в ходе которого был рассмотрен вопрос о влиянии регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на развитие российской экономики.
Председатель Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП, президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин отметил, что рассматривать вопрос тарифного регулирования на железнодорожном транспорте невозможно в отрыве от мер, которые предпринимаются государством для стимулирования отрасли и которые осуществляются ОАО “РЖД” для повышения собственной эффективности.
Несмотря на кризис 2008 г. и продолжающуюся сегодня стагнацию в экономике, ОАО “РЖД” за все время существования демонстрировало устойчивые темпы развития. Тарифный грузооборот за 10 лет увеличился на 20%, при этом производительность труда на производстве возросла в 2 раза, а энергоемкость снизилась на 20%. В текущем году объемы закупки продукции транспортного машиностроения по сравнению с 2003 г. увеличились в 15 раз.
В соответствии с директивой правительства РФ в 2013 г. ОАО “РЖД” снизило объем расходов на 10%. Это стало возможным за счет повышения общей эффективности работы.
По мнению Владимира Якунина, предложенное Минэкономразвития РФ “замораживание” тарифов на услуги естественных монополий на 2014 г., с учетом инфляционных процессов, по сути, будет означать снижение тарифов.
При этом доля инфраструктурного тарифа может быть замещена вагонной составляющей операторов: получается, что “заморозка” тарифов на использование инфраструктуры ОАО “РЖД” при грузовых перевозках не приведет к снижению уровня транспортной составляющей. В этом случае для потребителей меры правительства принесут нулевую пользу. “Когда мы говорим о транспортной составляющей в цене товара, то должны иметь в виду не только регулируемый государством инфраструктурный тариф, но должны учитывать стоимость приватного вагона, стоимость услуг экспедиторов, портовых терминалов”, – сказал Владимир Якунин.
По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), при нынешнем высоком спросе на перевозки уровень транспортной составляющей тарифа растет даже при сохранении уровня тарифа на грузовые перевозки ОАО “РЖД”. Со II квартала ставка операторов грузовых вагонов постоянно растет. Доля вагонной составляющей в структуре совокупных затрат грузоотправителей в сентябре достигла 37,7%.
Кроме того, решение о “замораживании” тарифов не будет способствовать улучшению инвестиционного и делового климата в стране. Сокращение внутреннего спроса ведет к потере темпов производства и, в свою очередь, к снижению инвестиционной активности российских предприятий. “Риски ограничения перспективного развития экономики и роста невывоза предъявляемых к перевозке объемов продукции реального сектора экономики существенно превышают те положительные эффекты, которые могут быть достигнуты”, – заявил президент ОАО “РЖД”. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)