Объем транзитных перевозок Северным морским путем, несмотря на информационную эйфорию вокруг этого маршрута, в 2013 г. снижается. Однако перспективы у арктического маршрута как транзитной трассы все же есть.

Объем транзитных грузоперевозок посредством Северного морского пути в 2013 г. прогнозируется на уровне 1,17 млн. т, что примерно на 2,5% ниже уровня 2012 г. Такие данные в ходе II международной конференции “Северной морской путь” в Санкт-Петербурге привел руководитель администрации Александр Ольшевский. По его словам, снижение объемов транзитных перевозок связано, в том числе, с конкуренцией со стороны Северо-Западного прохода (Канада), который начал использоваться для транзитного судоходства. В сентябре 255-метровый балкер ледового класса 1А Nordic Orion с грузом угля в 73,5 тыс. т для металлургической компании Ruukki Metal Oy впервые совершил транзитный рейс через Северо-Западный проход из Ванкувера (Канада) в Пори (Финляндия). Рейс осуществлялся под проводкой канадского ледокола береговой охраны.

По словам генерального секретаря Министерства рыболовства и береговой администрации правительства Норвегии Селвиг Кирштен, возможностями перевозок посредством Северо-Западного прохода в настоящее время интересуется китайский бизнес.

Кроме того, сократился объем перевозок из порта Витино (Мурманская обл.), что, видимо, связано с пуском в порту Усть-Луга терминала газового конденсата “Новатэком” (ранее переваливался через Витино). Также на объеме грузоперевозок сказалась более тяжелая, чем в 2012 г., ледовая обстановка. А это говорит о неоднозначности процесса таяния льдов в Арктике.

По словам руководителя администрации Севморпути, несмотря на снижение объема транзита, выросло его “качество”, так называемый “большой транзит” из Европы в Азию и обратно. Арктический маршрут осваивают все новые игроки. Так, в навигацию 2013 г. из порта Усть-Луга в южнокорейский порт Йосу прошел танкер Stena Polaris дедвейтом 64 тыс. т. Часть пути (8,4 тыс. миль) по Северному морскому пути танкер прошел в составе судов, сопровождаемых российским атомным ледоколом. Как объяснили организаторы рейса, Северный маршрут в Южную Корею на 10-13 дней короче по сравнению с перевозкой грузов через Суэцкий канал, Индию и Малаккский пролив. При этом танкер, аналогичный Stena Polaris, экономит за время плавания около 400 т топлива, или 2 млн. шведских крон ($301,4 тыс.).

Ранее по Севморпути свой первый коммерческий рейс совершило китайское судно Yong Sheng компании COSCO Shipping, которое проследовало из порта Далянь (КНР) в Роттердам (Голландия).

Танкер-продуктовоз СКФ Victor Bakaev (118 тыс. т дедвейта, ледовый класс 1С) также в навигацию 2013 г. завершил первый рейс по Севморпути с востока на запад. Он вышел из порта Йосу с грузом 88 тыс. т авиационного керосина в направлении Мыса Дежнева. Фрахтователь – крупнейший международный нефтетрейдер VITOL (Нефть России/Транспорт Украины, СНГ, мира)