Крупные дорожно-инфраструктурные объекты, среди которых автомагистраль через Днепр в Запорожье, могут остаться без финансирования. Запланированные на это заимствования “Укравтодора” в сумме 5 млрд. грн. путем выпуска облигаций оказались реализованы только наполовину. Сейчас спрос на корпоративные бумаги на рынке отсутствует – он может появиться не ранее 2015 г., считают эксперты.
Государственное агентство автомобильных дорог (“Укравтодор”) должно было получить 5 млрд. грн. в ходе трех закрытых выпусков облигаций. Для этого госагентство провело размещение годовых облигации серии H со ставкой 8% на 1,55 млрд. грн. и бумаг серии J на 950 млн. грн. с доходностью 14,25%. Как стало известно “Ъ” из проекта изменений к постановлению Кабинета министров N479 от 3 июля относительно предоставления государственных гарантий, выпуск 2,5 млн. бумаг серии I, которые эквивалентны 2,5 млрд. грн., оказался провальным. Инвесторы выкупили только 250 тыс. трехлетних облигаций на сумму 250 млн. грн. с доходностью 9,5% годовых. Таким образом, “Укравтодор” привлек всего 2,75 млрд. грн. Советник главы “Укравтодора” Владимир Галушко уточнил “Ъ”, что покупателем пакета стал “Банк 3/4”.
Владимир Галушко рассказал, что банки не согласились выкупать бумаги в полном объеме, запрашивая более высокую ставку, чем было предложено. “Сейчас становится понятно, что выпустить облигации на недостающие 2,25 млрд. грн. “Укравтодор” в этом году не сможет. Сегодня отсутствие этих средств может привести к невыполнению строительно-ремонтных работ по перечню объектов, утвержденным правительством”, – отметил Галушко.
Средства от этих выпусков должны были пойти на финансирование инфраструктурных объектов. Среди основных объектов строительства – мост через Днепр в Запорожье. Этот мост является частью автомагистрали, проходящей из Норвегии через Россию в Украину. Мост через Днепр в Запорожье строят с 2004 г., его стоимость составляет 5,9 млрд. грн. За девять лет в строительство вложено 1,9 млрд. грн. и построена половина объекта. Вице-премьер Александр Вилкул ранее заявлял, что в 2014 г. будет открыто движение по этому мосту. Тогда как полностью ввести объект в эксплуатацию должны в 2018 г. Кроме того, средства планируется направить на строительные работы объездных дорог в Днепропетровске и Донецке.
“Укравтодор” не отказывается от своих планов полностью привлечь задекларированный объем средств и предлагает правительству осуществить еще одну эмиссию, выпустив облигации серии K на сумму 2,25 млрд. грн. Условия привлечения средств те же: доходность – 9,5%, а срок обращения – три года. По словам Владимира Галушко, на сегодняшний день “Укравтодор” ведет переговоры с 70 банками и надеется привлечь недостающие средства в 2014 г.
Последние два года государство борется с девальвацией гривны и потому стремится контролировать ликвидность, говорит специалист отдела продаж долговых ценных бумаг ИК Dragon Capital Сергей Фурса. Это не позволяет снизить ставки и, как следствие, отсутствует спрос на корпоративные облигации. “По таким низким ставкам, которые предлагает “Укравтодор”, приобретают только облигации внутреннего госзайма. До 2015 года в Украине вряд ли появится спрос на корпоративные бумаги без существенных макроэкономических сдвигов”, – поясняет Фурса. По его словам, скорее всего, государство будет способствовать удачному размещению бумаг “Укравтодора” по нерыночным ставкам. Недавно международное рейтинговое агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Украины. (Коммерсант-Украина/Транспорт Украины, СНГ, мира)