По прогнозам РЖД, уже в четвертом квартале следующего года на линию “Москва – Киев” могут выйти скоростные поезда производства испанской Patentes Talgo S.A. Каждый состав будет включать в себя 20 вагонов, из которых 16 – первого и второго классов для перевозки пассажиров, два технических, а также вагон-ресторан и вагон-бистро. Экспресс будет вмещать 414 пассажиров. Первый из них будет поставлен в Россию в марте следующего года.

Поезда будут делать промежуточную остановку в Брянске на российской территории. Что же касается Украины, то здесь пункт промежуточной остановки должна определить “Укрзализныця”. Расстояние в 857 км экспресс преодолеет примерно за семь часов, из которых четыре придется на российскую часть и три – на украинскую. “Полностью уверен в том, что мы сумеем найти хорошее организационное решение для нашего проекта. Две пары поездов в сутки со временем в пути не более 7 часов соединят столицы Украины и России. Реализовать проект планируется уже в IV квартале 2014 г.”, – рассказал генеральный директор Федеральной пассажирской компании РФ Михаил Акулов.

Сейчас самый быстрый поезд №2, курсирующий между двумя столицами, тратит на дорогу восемь с половиной часов. Остальные проводят в пути по 10-11 часов. Таким образом, пассажиры смогут сэкономить от полутора до трех часов, воспользовавшись дневными экспрессами. Правда, стоимость билета будет выше. В частности, проезд по российской территории обойдется на 30% дороже, чем в обычных поездах.

Но есть и несколько нюансов. Экспрессы, способные разгоняться до 200 км/ч, будут двигаться на данном маршруте со средней скоростью 122 км/ч из-за инфраструктурных ограничений, которые сдерживают развитие скоростного движения. Дело в том, что РЖД и “Укрзализныця” избрали для дневного сообщения самый быстрый и самый недорогой вариант. Ведь для скоростных поездов требуется строительство отдельной магистрали, стоимость которой колеблется в пределах $20-30 млн./км.

А организовать сообщение в конце следующего года со временем хода в семь часов можно, если провести модернизацию существующей инфраструктуры, что обойдется значительно дешевле. Причем, говорят в “Укрзализныце”, вложений с украинской стороны может и не потребоваться.

“Возможно, пути и не будут модернизироваться. У нас на сегодняшний день есть скоростной режим на нашем участке со средней маршрутной скоростью порядка 106,5 км/ч. Притом, что их новый подвижной состав может увеличивать свою среднюю скорость на 15-30% с учетом конструктивных особенностей поездов, например, наклона кузова. Поэтому у них есть возможность увеличивать скорость вхождения в кривые, в отличие от обычного подвижного состава”, – говорит заместитель генерального директора “Укрзализныци” Павел Чекалов.

Впрочем, окончательные цифры покажут результаты расчетов и исследований, которые проводит профильный научно-исследовательский институт. Для обеспечения времени хода в три часа по украинскому участку поездам необходимо двигаться со скоростью 117 км/ч. Если же достичь этого не удастся, то длительность поездки по нашей территории возрастет, и нужно будет либо сокращать ее на российской стороне, либо вкладывать средства в инфраструктуру.

“Пока что наши предварительные расчеты показывают 3 часа 26 минут”, – говорит Чекалов. По его словам, НИИ должен предоставить результаты своей работы до 1 декабря.

Вопрос в том, будет ли такой поезд конкурентоспособным, ведь есть ночной состав, который идет всего лишь на час-полтора дольше, но стоит при этом на 30% дешевле. Кроме того, время хода в семь часов не позволит новому экспрессу конкурировать с авиационным транспортом. Проезд в поезде №1/2 сейчас стоит 850 грн. А экспресс, как известно, обойдется дороже. За 860 грн. пассажир может приобрести билет в одну сторону на рейс авиакомпании “Международные авиалинии Украины” и провести в пути около двух часов без учета регистрации и формальностей в аэропорту. Перелет с “Трансаэро” обойдется примерно в 1 тыс. грн. “Аэрофлот” предлагает самый экономный вариант за 840 грн. И захотят ли пассажиры проводить в дороге семь часов за более высокую плату – большой вопрос. Впрочем, полагают эксперты, определенные преимущества у железнодорожного сообщения все же есть, так как не следует сбрасывать со счетов пробки по дороге в любой из аэропортов Москвы.

Однако две пары поездов, которые предлагает запустить РЖД, скорее всего себя не оправдают. “Я не верю в эффективность двух пар поездов. Если поезд будет отправляться ранним утром и прибывать в Москву через несколько часов после обеда, это будет неудобно и вряд ли станет пользоваться спросом. Но есть потенциальный спрос на поезд, который бы выезжал из Москвы в 17:30 и с учетом разницы во времени прибывал бы в Киев в 23:30 по местному времени. И, разумеется, зеркальный состав из столицы Украины”, – сообщил транспортный эксперт Александр Кава. Он также считает, что у РЖД не будет возможности установить завышенные тарифы, так как конкуренция у железной дороги и авиации на данном направлении очень сильная, а потому перевозчику придется считаться с уже сложившимися ценами, если он хочет завоевать на данном рынке свою долю.

“Однако на перспективу железнодорожникам все же следует задуматься о строительстве новой высокоскоростной линии, которая обеспечит время хода не более трех-четырех часов. Это потребует немалых инвестиций, но с учетом пассажиропотока, который сегодня и на самолетах, и на поездах достигает 3 млн. человек в год, такие вложения обязательно окупятся”, – резюмировал эксперт. (Delo.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)