Сегодня нет никаких предпосылок для появления в Украине частных операторов пригородных пассажирских перевозок. Об этом заявил первый замначальника ГУ пригородных перевозок “Укрзализныци” Александр Гудков.
По его словам, пригородные перевозки являются убыточными, поэтому не вызывают интереса у частного бизнеса. “Предложений от коммерческих структур о том, чтобы, например, взять поезд в аренду, мы пока не получали. Частные поезда – это бизнес, а он подразумевает прибыль. Вряд ли коммерсанты будут за свой счет содержать убыточный бизнес”, – отметил Гудков.
По его мнению, несмотря на то, что в новой редакции закона “О железнодорожном транспорте” предусмотрена возможность коммерциализации пригородных пассажирских перевозок, это вопрос очень отдаленной перспективы. “Уверен, что в ближайшие пять лет этот вопрос попросту не возникнет. Ведь основные фонды пригородных перевозок – это подвижной состав. Чтобы его поменять, даже при должном финансировании, нужно время: новые вагоны еще необходимо произвести, а мощностей имеющихся заводов просто не хватит”, – сказал представитель УЗ.
Кроме того, по его мнению, потенциальных инвесторов отпугивает низкая платежеспособность пассажиров, пользующихся пригородными маршрутами. “Самые низкие тарифы у нас не потому, что мы не можем их согласовать или поднять. Мы не делаем этого, потому что понимаем огромную социальную ответственность перед нашими пассажирами. Ведь УЗ обеспечивает подвоз рабочей силы из регионов в крупные города: утром на работу, вечером – домой. Поднять тариф до уровня себестоимости – в 6-10 раз в зависимости от участка дороги и вида тяги – мы не можем: пассажиры просто не в состоянии заплатить эту цену”, – сказал Александр Гудков.
При этом он отметил, что “Укрзализныця” намерена сохранить в полном объеме пригородные пассажирские перевозки. “Как государственное предприятие мы несем ответственность перед людьми. Замечу, в новой редакции закона записано, что абсолютно все перевозки, в том числе, и в пригородном секторе, будут сохранены”, – подчеркнул Гудков.
Ранее начальник Главного управления реформирования и корпоративного развития “Укрзализныци” Андрей Буковский сообщил, что новая редакция Закона о ж/д транспорте предусматривает правовую основу для работы частных операторов подвижного состава в пригородных перевозках. Однако их появление зависит лишь от инвесторов и не связано с передачей каких-либо функций и услуг “Укрзализныци”.
“Закон определяет, что “Укрзализныця” будет единственным в стране оператором инфраструктуры, который эксплуатирует ее, модернизирует и развивает. Кроме того, он имеет ряд функций. Среди них – обеспечение перевозчикам и другим лицам доступа к инфраструктуре на недискриминационной основе; управление движением поездов; определение графика движения; разработка и управление технологическим процессом; согласование строительства новых объектов инфраструктуры, контроль за техническим состоянием подвижного состава”, – рассказал Буковский.
При этом координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава заявил, что создание первых частных пассажирских компаний в пригородном секторе возможно лишь в долгосрочной перспективе и при условии рентабельности таких перевозок. “В наших реалиях это перспектива не 5 и даже не 10 ближайших лет, а более отдаленная. При существующей системе тарифов никакой инвестор не захочет заходить на этот рынок – перевозки являются глубоко убыточным делом. Сейчас тариф покрывает порядка 15% расходов железных дорог на перевозку пассажиров в пригородном сегменте”, – отметил эксперт.
“Укрзализныця” ежегодно перевозит в поездах пригородного сообщения более 360 млн. пассажиров. Ежегодные убытки железнодорожного транспорта от организации пригородных пассажирских перевозок составляют 3,5 млрд. грн.
За 10 месяцев более 55% всех пассажиров льготных категорий в пригородном сообщении были перевезены за счет железных дорог. Уровень компенсации за перевозки со стороны местных бюджетов составил лишь 44,8%. Общая задолженность областей перед железными дорогами на сегодняшний день превышает 153 млн. грн.
Наибольшую компенсацию получила Приднепровская железная дорога – 56,2% от суммы услуг по перевозке льготников, при этом задолженность составила 22 млн. грн.
Одесская железная дорога получила 55,4% компенсации, а сумма задолженности составила 8,5 млн. грн., Львовская железная дорога получила 51,3% компенсации, задолженность составила 29,2 млн. грн.
Донецкой железной дороге компенсировали 41,3% от суммы оказанных услуг, при этом дорога недополучила 15,1 млн. грн. Юго-Западная железная дорога получила всего 36,1% компенсации за перевозку льготников, при этом сумма задолженности составила 44,8 млн. грн., Южной железной дороге также компенсировали 36,1% от суммы оказанных услуг, при этом дорога недополучила 33,5 млн. грн. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)