Первое, за что начали бороться авиакомпании в уходящем 2013 г. – освободившиеся направления “АэроСвит”. До банкротства экс-крупнейший перевозчик Украины обслуживал 80 международных маршрутов в 34 страны. Освободившиеся направления разлетелись как “горячие пирожки”. Львиную часть направлений забрала МАУ. Только в первом полугодии авиакомпания открыла 29 новых направлений, увеличив количество рейсов в 1,5 раза, в результате став №1 на рынке. Авиакомпания получила назначения на все дальнемагистральные маршруты “АэроСвит”. Часть направлений досталось Wizz Air, “ЮТейр” и Air Onix.
С уходом монополиста пассажиропоток украинских авиакомпаний упал почти на 20%, а общий – только на 0,3%. Объяснение простое – большую часть клиентов “АэроСвита” получили и иностранные перевозчики. Причем, кроме европейских компаний, на рынок вышли и азиатские перевозчики, многие из которых делают сейчас ставку на нашу страну.
К сожалению, 2013 г. также заканчивается предвестником банкротства. Авиакомпания Air Onix приостановила полеты с 11 декабря, в частности, в связи с задолженностью перед хэндлинговыми компаниями за наземное обслуживание. При этом авиаперевозчик планировал с 19 декабря возобновить выполнение рейса “Киев – Симферополь” и далее восстанавливать рейсы по остальным маршрутам, однако не сделал этого.
Банкротство “АэроСвита” подкосило и главный столичный аэропорт “Борисполь” (авиакомпания обеспечивала 32% всего объема авиаперевозок аэропорта), который только к концу года смог выйти в “плюс” по пассажиропотоку. В ноябре аэропорт обслужил 623,9 тыс. пассажиров, что на 12,6% больше, чем в ноябре-2012. До этого главная воздушная гавань только теряла пассажиров. В итоге за 11 месяцев “Борисполь” обслужил 7,32 млн. пассажиров против 7,94 млн. за аналогичный период 2012 г.
Кроме этого, в 2013 г. аэропорт “Борисполь” несколько раз оказывался в эпицентре скандалов и с потерей багажа пассажиров, и с громкими перестановками в руководстве аэропорта. 24 июля Министерством инфраструктуры был выдан приказ о смене генерального директора аэропорта, и место Антона Волова занял бывший гендиректор аэропорта “Одесса” Алексей Кочанов.
Но все же конец 2013 г. “Борисполь” встретил на мажорной ноте. С начала зимней навигации аэропорт открыл более 20 новых авиасообщений в страны Европы и Азии. Из Киева начала выполнять ежедневные регулярные рейсы крупнейшая авиакомпания Швейцарии Swiss International Airlines (по маршруту “Цюрих – Киев – Цюрих”). 12 ноября свой первый рейс из “Борисполя” по маршруту “Казань – Киев – Казань” открыла авиакомпания “Татарстан”. С 1 декабря аэропорт начал обслуживать новую авиакомпанию Ellin Air, которая будет выполнять рейсы по маршруту “Киев – Салоники” (Греция). С 23 октября авиакомпания “Роза Ветров” начала летать в Бангкок, а ее чартерная программа теперь включает рейсы в Пунта-Кану (Доминикана), Зальцбург (Австрия), Татры (Словакия), Куусамо и Киттиля (Финляндия). Авиакомпания “Авиалинии Харькова” с конца октября начала выполнять дальнемагистральную программу по маршрутам “Киев – Гоа” (Индия) и “Киев – Бангкок” (Таиланд). С декабря, аэропорт “Борисполь” начал обслуживать регулярные рейсы авиаперевозчиков Meridiana Fly по направлениям Неаполь и Верона (Италия), а с февраля-2014 Austrian Airlines будет осуществлять рейсы в Инсбрук (Австрия). Новые чартерные рейсы открыла в Гран-Канарию (Испания) из “Борисполя” и авиакомпания UTair.
Открытие новых рейсов сопровождалось “терминальной революцией”. Терминал “В” аэропорта “Борисполь” решили передать под чартерные рейсы и рейсы “бюджетных” авиакомпаний. А терминал “F” и вовсе отдали под грузовые перевозки.
Столичный аэропорт №2 “Киев” в 2013 г. решил, что не хочет быть в тени старшего брата. “Сейчас мы активно работаем над привлечением новых авиакомпаний в аэропорт “Киев”, – говорит глава совета директоров аэропорта “Киев” (Жуляны) Денис Костржевский.
Как результат, показатели аэропорта за 11 месяцев, в отличие от “Борисполя”, демонстрируют положительную динамику роста. Услугами аэропорта воспользовались 1,71 млн. пассажиров, что на 154% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И на этом руководство аэропорта “Киев” не собирается останавливаться. “По итогам 2013 г., мы рассчитываем выйти на 2 млн. пассажиров. А уже в следующем году аэропорт планирует увеличить пассажиропоток на 15-20% и довести в 2014-2015 гг. общий пассажиропоток до 2,5 млн. пассажиров”, – говорит Денис Костржевский.
Во многом таких результатов аэропорту “Киев” удалось добиться снижая ставки обслуживания и предоставляя преференции авиакомпаниям, которые обеспечивают наибольший пассажиропоток. “На “Визз Эйр Украина” приходится около 50% пассажиропотока. Соответственно, у нее самые большие скидки”, – поясняет Денис Костржевский.
Но свой ход в “ценовой войне” готовит и “Борисполь”. У аэропорта сегодня существуют специальные скидки в 10-30%, которые получают авиакомпании со значительными объемами перевозок. “В 2014 г. за обслуживание трансферных пассажиров мы планируем брать 50% тарифа. Кроме того, скидка за обслуживание новых направлений составит 75% в первый год, 50% во второй и 30% – в третий”, – рассказывает гендиректор “Борисполя” Алексей Кочанов.
С уверенностью можно сказать, что в дальнейшем украинские аэропорты будут наращивать пассажиропоток. В ноябре-2013 Украина на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе парафировала Соглашение о совместном авиапространстве с ЕС, которое снимает ограничения для авиасообщений с 31 марта 2015 г. В частности, Соглашение предусматривает, что все авиакомпании Евросоюза смогут выполнять прямые полеты в Украину из любой точки ЕС, а украинские компании – в ЕС. Ожидается, что конкуренция поспособствует установлению рыночных цен на все рейсы.
Кроме того, в сентябре произошло еще одно знаковое для всей отечественной авиационной отрасли событие – Украина получила I категорию FAA (ФАА – Федеральной авиационной администрации США). Это значит, что украинские перевозчики получили возможность значительно расширить географию полетов и открыть рейсы в города США без ограничений частот.
В ходе аудита ФАА в 2004 г. были выявлены несоответствия международным требованиям ИКАО и в апреле 2005 г. Украина была переведена в категорию II FAA и всем украинским авиакомпаниям было запрещено открывать новые рейсы в США, использовать дополнительные самолеты и/или увеличивать частоту на маршрутах, которые уже существовали на момент завершения аудита. Также было запрещено заключать договоры code-share с американскими авиакомпаниями. (Tbu.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)
Не думаю, что украинской авиационной отрасли и всем другим отраслям надо искать поддержку у России или любой другой державы. Возможно, требуется некоторая реорганизация пассажирского авиахозяйства страны и увеличение финансового потока для его дальнейшего развития, чтобы усилить конкурентоспособность данной отрасли.
Мое мнение по прочитанному: я в шоке мягко говоря. Цифры говорят сами за себя. Банкротства неизбежны как я понял. Сергей, отчасти вы правы, но вам стоит согласится с написанным Ольгой. Европейский стандарт это все. И авиацию смотрю стороной не обошли. Ну что ж поживем увидим, а пока пожелаем удачи Украине и её крылатым компаниям
Нда, печально такое читать. Одни обанкротились, другие готовятся обанкротиться. Пассажиром, я полагаю, наблюдать за этим тоже неприятно. Купишь билет, а за пару дней до вылета компания объявит о банкротстве. И прощай, отпуск. Ещё и деньги могут не вернуть (конечно, пресс-службы авиакомпаний такое никогда не признают, но кто ж им поверит).
Сергей, позвольте с Вами не согласиться. Конечно, состояние авиаотрасли в Украине желает лучшего, но всё же оно не критично. Приходится часто летать, так что изменения, которые происходят, замечаю сразу. Компания МАУ, к примеру, недавно обновила авиасудна. Да и в аэропортах работа стала более слаженной и приближённой к европейским стандартам, что радует.
Понятно, что украинская авиаотрасль переживает кризис(как и вся экономика Украины).И тут есть несколько путей решения этой проблемы.Прежде всего это сближение с Россией(моё личное мнение):развитие торговли,заключение взаимовыгодных контрактов в авиационной промышленности, тем более для этого есть все предпосылки.