Предложенная Министерством инфраструктуры Украины методика учета перевозок льготных категорий граждан автомобильным транспортом требует доработки. Об этом заявила заместитель генерального директора ФРТУ по правовым вопросам Татьяна Титаренко на общественном обсуждении проекта постановления Кабмина “Об утверждении Методики учета перевозок льготных категорий граждан на автомобильном транспорте”.
Как напоминают в ФРТУ, сейчас около 40 категорий граждан – а это, фактически, каждый третий украинец – имеют право на льготный проезд. По оценкам Федерации, в течение последних трех лет запланированная в госбюджете сумма субвенций за перевозку пассажиров льготников покрывает лишь четверть от реальной потребности перевозчиков.
“ФРТУ свое время инициировала решение вопроса относительно учета льготных перевозок пассажиров всеми видами транспорта. Однако говорить об утверждении методики слишком преждевременно, она требует доработки”, – прокомментировала Татьяна Титаренко.
Как объясняют в ФРТУ, потребность в новой методике учета перевозок льготников назрела давно. Действующий порядок учета пассажиров, которые перевозятся общественным транспортом, является несовершенным и устаревшим. Поэтому на данный момент отсутствуют четкие данные о количестве перевезенных льготников, как следствие – невозможно просчитать объем реальных затрат перевозчиков, которые необходимо компенсировать.
ФРТУ направила пять предложений к методике учета перевозок льготников автотранспортом. Во-первых, ограничить количество льготных поездок в зависимости от соотношения размера выделенной субвенций и потребности в льготных перевозках. Во-вторых, предусмотреть норму, согласно которой количество заявленных талонов учета поездок льготников на междугородном сообщении не может превышать количество поездок, установленных действующим законодательством. В-третьих, определить действия при потере или неиспользовании льготником талона для учета льготного проезда в отчетном периоде. В-четвертых, предусмотреть выдачу талонов участникам боевых действий, ведь механизмы урегулирования этого вопроса на законодательном уровне уже определены. В методике также указано, что талоны является документом строгой отчетности, напоминают в ФРТУ. Поэтому следует предусмотреть соблюдение соответствующих требований к таким документам, указывая начальный и конечный пункты поездки льготника, фактическую дату ее осуществления.
После доработки методику можно будет считать первым стратегическим шагом к разработке адресного механизма предоставления льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан. Как уверены в ФРТУ, четкие механизмы учета перевозок пассажиров-льготников следует разработать и для железнодорожного и электрического транспорта. Это позволит комплексно оценить объем компенсации за льготные перевозки пассажиров.
ФРТУ неоднократно обращалась к правительству, Министерству социальной политики, Министерству инфраструктуры Украины с просьбой упорядочить рынок льготных перевозок пассажиров-льготников автомобильным, железнодорожным и электрическим транспортами в Украине. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)