Юрий Мирошников, президент авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ), о потерях от Евромайдана, Открытого неба, ограничений Нацбанка и новых перевозчиков…
“За год МАУ перевезла 4,6 млн. пассажиров – на 64% больше, чем в 2012 г. Оборот составил, порядка $742 млн. Еще в октябре мы ожидали, что чистая прибыль порядка $20 млн., но в итоге вышло значительно меньше.
В четвертом квартале на наш результат повлияли политические события в стране, рост стоимости топлива и спад на чартерном рынке. Только в декабре из-за политических событий мы недосчитались порядка $10 млн.
В структуре пассажиропотока 42-48% приходится на международный транзит. Транзит внутриукраинских рейсов, которые связаны с международной сетью, составил 50-65%.
Мы за сотрудничество с Европой, но за равноправное сотрудничество. Договор предоставляет одинаковые права всем авиакомпаниям, но возможности воспользоваться этими правами у всех разные. В Европе нам не дают расширяться – нет свободных частот, а европейские авиакомпании смогут выполнять неограниченное количество рейсов в Украину.
После подписания договора мы будем работать в новых условиях. В Украину придут несколько крупных европейских сетевых перевозчиков, которые откроют новые рейсы и будут возить украинских пассажиров через свои хабы. Мы потеряем этих пассажиров.
Также придут лоукост-компании, которые понизят цены и отберут у нас еще часть пассажиров, которых мы называем Point-to-Point (передвигающиеся без пересадок).
Мы к этому готовились несколько лет. Чтобы компенсировать эти потери, мы работаем над развитием восточного транзита. Но здесь нас тормозят ограничения в получении новых частот и меньший спрос по сравнению с западным направлением.
Есть трудности – наблюдается падение спроса, отказы групп пассажиров (как тех, кто собирался лететь в Украину, так и транзитных) и отказы лизинговых компаний в поставках самолетов.
Некоторые грузоотправители отказываются отправлять грузы через Украину. Видно, что людям сегодня не до путешествий и отдыха.
Но мы надеемся на отложенный спрос.
Видим незначительные улучшения в терминале “D”. Главное ожидание – перенос зоны внутренних рейсов и расширение транзитной зоны (удвоение ее пропускной способности).
Появились киоски общепита и магазины, но уменьшились площади для отдыха пассажиров. Питание по-прежнему дорогое, а конкуренции нет. Трудности с парковкой также пока остаются.
Если говорить о перспективе терминала, его проект не соответствует транзитной модели перевозок, которую реализует МАУ. Мы уже думаем о проблемах, которые возникнут с пропускной способностью терминала через два года, когда у МАУ будет 50-60 самолетов.
Проблема еще в том, что терминал будет сложно расширить из-за специфики его месторасположения. Уже сегодня на перроне не хватает места для стоянки самолетов – мы можем разместить только 50% нынешнего флота МАУ.
Если его расширят, в 2016 г. мы сможем размещать те же 50% флота МАУ – ведь он тоже увеличится. А это значит, что стыковочное время будет увеличиваться, что отразится на конкурентоспособности аэропорта.
В компании “Аиро Кейтеринг”, которую вытесняют с рынка авиакейтеринга, обслуживается порядка 60% наших рейсов. Еще 40% – в компании Do&Co Kyiv, которую не вытесняют.
Мы за конкуренцию. Здесь мы видим, как имевшуюся конкуренцию пытаются ликвидировать. Сейчас “Аиро Кейтеринг” продолжает готовить нам комплекты бортпитания, но из-за отсутствия доступа к инфраструктуре “Борисполя” подвозит это бортпитание компания Do&Co Kyiv.
Мы еще до конца не поняли, что эти правила НБУ означают для бизнеса. Но уже из того, что опубликовано, понятно, что мы столкнемся с большими сложностями.
Деньги к нам приходят в разных валютах на разные счета. Для расчетов с поставщиками нам важна скорость, свобода и гибкость в обращении с валютой. Исходя из тех ограничений, которые прописаны в постановлении Нацбанка, мы можем этого лишиться.
МАУ продолжит развиваться по сетевой модели. Планируется открытие маршрута “Киев – Нью-Йорк” (с последующим увеличением рейсов до двух в день) и маршрута “Киев – Пекин”. Кстати, открытие рейса “Киев – Пекин” мы перенесли с 12 апреля на конец июня, потому что полгода не можем получить разрешение китайских властей на полеты.
Планируем открыть несколько международных маршрутов в ближайшее зарубежье: Стокгольм, Минск, Дюссельдорф, Кишинев. На Востоке: Душанбе, Ашхабад, Ташкент и несколько маршрутов в зоне Персидского залива.
Мы присутствуем на маршруте “Киев – Бангкок” как регулярный перевозчик уже два месяца. Оцениваем этот период, как успешный. Средняя загрузка самолета – 83%. До 30% пассажиров на рейсе – транзитные, как мы и рассчитывали. Летом мы ожидаем спада, но надеемся, что люди будут лететь не только за пляжным отдыхом в сам Таиланд, но и в соседние Камбоджу, Вьетнам и другие страны.
Отмена квот для авиакомпаний в 2013 г. существенно усилила конкуренцию на маршруте “Киев – Москва”. Либерализация на маршруте привела к резкому падению цен. В выигрыше остались только авиакомпании “Аэрофлот” и “Трансаэро”, которые получили возможность вывозить украинского пассажира через свои хабовые аэропорты.
О пяти перевозчиках на линии Киев-Дубаи. Мотивация ближневосточных перевозчиков понятна – им нужно захватить в транзитных перевозках всю юго-восточную Азию и Индокитай. Кроме того, туристические компании рассчитывали, что ОАЭ станет альтернативой неспокойному Египту.
Сегодня предложение слишком большое, в итоге авиакомпании недовольны своей загрузкой. Думаю, в ближайшее время ситуация стабилизируется и кто-то либо уйдет совсем, либо сократит частотность. Это не касается авиакомпаний, которые выстраивают транзитную модель.
В 2013 г. мы удвоили флот и сейчас в нашем парке 40 самолетов.
В 2014 г. мы хотим получить четыре дальнемагистральных самолета Boeing-767. В программе 2015-2016 гг. планируем взять в лизинг новые самолеты Airbus А330 или Boeing-777. В целом, к 2019 г. планируем удвоить флот до 80 самолетов.
О планах на 2014 г. Год будет сложным. Процессы в стране, на которые мы, как бизнес, повлиять не можем, заставляют нас серьезно пересматривать планы.
МАУ по состоянию на сегодня не добирает порядка $40 млн. дохода. По итогам года это 4% от оборота. Если ситуация будет урегулирована быстро и мирно, то мы закончим год примерно так же, как в 2013 г. Если ситуация затянется – год будет провальным. Чтобы компания выжила, будем вынуждены идти на сокращение рейсов, флота, вплоть до сокращения персонала. (ЛигаБизнесИнформ/Транспорт Украины, СНГ, мира)