ОАО “РЖД” подвело итоги деятельности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2013 г.
Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО “РЖД” по МСФО учитывает показатели более 197 дочерних компаний (включая внучатые).
Выручка холдинга за 2013 г. выросла на 14,4% по сравнению с 2012 г. и составила 1762,8 млрд. руб. (1540,3 млрд. руб. в 2012 г.). Основными факторами роста выручки в 2013 г. стала консолидация логистического оператора GEFCO и увеличение доходов от пассажирских перевозок. Выручка GEFCO по итогам года составила 168,9 млрд. руб. и отражена в составе доходов от предоставления логистических услуг, которые по итогам 2013 г. составили 179,2 млрд. руб. по сравнению с 8,0 млрд. руб. годом ранее. Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 7,1% за счет роста пассажиропотока и повышения тарифов на данный вид услуг. Доходы от грузовых перевозок выросли на 1% по сравнению с 2012 г. на фоне снижения средней доходности перевозок из-за изменения структуры грузов и роста порожних пробегов.
Операционные расходы выросли по итогам 2013 г. на 17,8% до 1689,9 млрд. руб. (1434,3 млрд. руб. в 2012 г.). Ключевыми факторами роста стали консолидация компании GEFCO, рост амортизационных отчислений, рост налоговых выплат в результате отмены льгот по налогу на имущество, а также рост расходов на персонал. Рост амортизационных отчислений составил 8,44% с 193,6 млрд. руб. в 2012 г. до 210 млрд. руб. в 2013 г., что связано с вводом основных средств в эксплуатацию, при этом увеличение налоговых выплат в части налога на имущество составило 9,5 млрд. руб. Рост расходов на заработную плату и социальные отчисления с 646,6 млрд. руб. в 2012 г. до 697,6 млрд. руб. в 2013 г. объясняется консолидацией GEFCO (22,6 млрд. руб.) и индексацией заработной платы на 5,7% в течение 2013 г. в соответствии с коллективным договором.
Показатель EBITDA (прибыль до учета расходов на проценты, налоги и амортизацию) по итогам 2013 г. составил 332,9 млрд. руб. по сравнению с 356,3 млрд. руб. годом ранее, рентабельность по EBITDA составила 20,4% по сравнению с 23,2% в 2012 г., что соответствует прогнозам компании. На фоне ухудшения экономической ситуации и падения доходности грузовых перевозок, компании холдинга реализовали комплекс мер, направленных на сокращение расходов, что позволило достичь запланированных показателей операционной прибыли и сохранить показатели рентабельности в целевом диапазоне. Суммарный объем сокращения расходов в 2013 г. по сравнению с плановыми показателями составил около 100 млрд. руб. за счет оптимизации технологических процессов, оптимизации расходов на техническое обслуживание инфраструктуры, повышение общей эффективности бизнеса и снижения административных расходов компаний холдинга, а также за счет снижения объема операций в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
Чистая прибыль холдинга по итогам 2013 г. составила 36,7 млрд. руб. (93,7 млрд. руб. по итогам 2012 г.). Снижение чистой прибыли по сравнению с 2012 г. обусловлено, в значительной степени, неблагоприятной экономической ситуацией и падением доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в структуре грузооборота ОАО “РЖД”. Кроме того, на снижение чистой прибыли в отчетном периоде повлияли рост процентных расходов на 14,6 млрд. руб. в связи с увеличением размера финансового долга с 491,9 млрд. руб. на 31 декабря 2012 г. до 695,6 млрд. руб. на 31 декабря 2013 г., которое было частично компенсировано на снижением стоимости заимствований, а также отрицательные курсовые разницы в 14,6 млрд. руб. против прибыли от курсовых разниц в 2012 г. в 5,2 млрд. руб.
На каждую отчетную дату ОАО “РЖД” оценивает наличие признаков обесценения основных средств, исходя из подробных планов и прогнозов по отдельным видам бизнеса холдинга. В 2013 г. ОАО “РЖД” впервые зафиксировала риски обесценения основных средств. Основными причинами такого обесценения стали снижение ожидаемых объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании в неблагоприятных экономических условиях, недостаточная индексация тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании, а также убыточность пригородных перевозок в условиях недостаточной компенсации недополученных доходов из-за тарифного регулирования в пассажирском сегменте. В условиях дальнейшего ухудшения экономической ситуации и установления тарифов на грузоперевозки ниже экономически обоснованного уровня соответствующие риски могут возрасти.
Соотношение чистого долга холдинга к EBITDA на 31 декабря 2013 г. составило 1,74х, что выше, чем аналогичный показатель на 31 декабря 2012 г. (0,93х). Рост данного показателя связан со снижением показателя EBITDA и увеличением объема финансового долга холдинга, в первую очередь, за счет выпуска инфраструктурных облигаций с целью финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. В 2013 г. ОАО “РЖД” разместило 6 выпусков инфраструктурных облигаций на 150 млрд. руб. со сроками погашения от 15 до 30 лет, что существенно увеличило среднюю срочность заемного капитала ОАО “РЖД” с 4,9 лет (на 31 декабря 2012 г.) до 9 лет по состоянию на 31 декабря 2013 г. Соотношение EBITDA к чистым процентным расходам (с учетом капитализируемых процентов) составило 7,3х по сравнению с 14х в 2012 г. Таким образом, ключевые показатели долговой нагрузки холдинга находятся в пределах коэффициентов, утвержденных в рамках долговой политики.
Объем капитальных вложений холдинга в 2013 г. составил 566 млрд. руб. по сравнению с 578,6 млрд. руб. годом ранее. Инвестиции холдинга в 2013 г. были, в первую очередь, направлены на завершение подготовки железнодорожной инфраструктуры к проведению Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 г., обновление парка подвижного состава, развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, развитие пропускных способностей инфраструктуры на подходах к портам России, реализацию проектов по обеспечению безопасности движения, а также на развитие инфраструктуры дальних и ближних пассажирских перевозок. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)