В стране слишком дорогие авиабилеты на внутренние рейсы и это основная причина сужения рынка внутренних перевозок, заявила Генеральная прокуратура Украины. Такой вывод сделало Управление правозащитной деятельности противодействия коррупции и преступности в сфере транспорта Гепрокуратуры по итогам мартовской проверки деятельности Госавиаслужбы Украины. Один из аргументов, который приводится в заявлении прокуратуры – стоимость авиабилета со Львова до Донецка иногда дороже, чем из Львова до Нью-Йорка. Только публичным заявлением сотрудники не ограничились, Министерство инфраструктуры получило предписание устранить нарушения и сделать билеты доступнее. Только приказа людей в погонах будет не достаточно, чтобы удешевить авиасообщение между украинскими городами, уверены участники авиарынка.
Генпрокуратура впервые за много лет заинтересовалась тарифами авиакомпаний. Хотя сказать, что ведомство совсем новичок в авиации нельзя. “В прошлом году проводилась проверка нарушений закона о регулярности полетов (задержки/отмены рейсов ). Тогда к ответственности привлекли 11 должностных лиц”, – сообщили в пресс-службе прокуратуры.
А в апреле были поданы два иска в суд на авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ) и “ЮТэйр-Украина”, которым предписано уплатить 11 млн. грн. государственных сборов в специализированный фонд по финансированию авиационной деятельности и участие Украины в международных авиационных организациях.
Сегодняшний интерес ГПУ к тарифам это следствие ряда антикоррупционных проверок в отрасли. Одна из таких проверок (на выполнения постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов) была проведена в Госавиаслужбе Украины.
Сотрудники прокуратуры выяснили, что авиаведомство уже давно не проверяет насколько обоснованны тарифов на внутренние пассажирские перевозки и ничего не предпринимает для снижения чрезмерно высоких цен на авиабилеты. Вывод о том, что в Украине чрезмерно высокие цены на авиабилеты, подтвердила Госинспекция по контролю за ценами, которая также участвовала в проверке.
Досталось и Антимонопольному комитету, который, по-мнению прокуратуры, плохо следит за соблюдением конкуренции на внутреннем рынке авиаперевозок. “Как следствие чрезмерно высокие тарифы на авиационном транспорте Министерством инфраструктуры Украины оставлены без должного регулирования”, – отмечают в ГПУ.
В прокуратуре считают, что в снижении объема внутренних пассажирских перевозок в текущем году на 19%, виноваты высокие цены. “Причиной этого является завышение стоимости билетов на регулярные рейсы и их недоступность для подавляющего большинства пассажиров. Кроме того, из 82 зарегистрированных отечественных авиакомпаний регулярные внутренние пассажирские перевозки осуществляют лишь 4 перевозчика”, – говорится в сообщении. Также в ГПУ посетовали, что в Украине не инициировались изменения в законодательства позволяющие снижать стоимость перевозок.
Глава Госавиаслужбы Денис Антонюк сказал, что еще не видел прокурорского предписания, но уверяет, что конкуренции на украинском авиарынке соблюдается. “Сегодня любая украинская авиакомпания может стать на любой внутриукраинский маршрут и выполнять на нем рейсы. Мы как регулирующий орган не препятствуем. С этой точки зрения рынок не монополизирован”, – говорит чиновник.
По словам Антонюка, тарифы установленные авиакомпаниями сегодня соответствуют реалиям рынка. “Если покупать билет загодя, можно во Львов, или Донецк улететь за $50-60. Естественно, больше всего недовольны тарифами те, кто покупает билеты в последний момент. В таком случае билеты стоят дорого. Но это нормальная мировая практика ценообразования”, – отметил глава Госавиаслужбы.
“Прецедентов, когда авиавласти пытались влиять на тарифную политику авиакомпаний в Украине уже не было много лет, – говорит эксперт транспортной отрасли Александр Кава. – Последний раз это было при министре транспорта Георгии Кирпе, который пытался установить верхнюю граничную цену за авиабилет. Таким образом пытались оживить рынок региональных перевозок, но успеха эксперимент не принес, так как тарифы были установлены на низком уровне и авиакомпании не смогли их выдерживать”.
С ним соглашается Антонюк: “Если мы установим планку цен, то должны каким – то образом авиакомпаниям компенсировать затраты, если они не покрывают себестоимость полетов, а это сделать сложно”.
По мнению Кавы, повлиять на тарифы авиакомпаний сегодня могут только сами авиакомпании, которые должны быть в этом заинтересованы. “Говорить о завышенной стоимости билетов некорректно. Подобные заявления – это пиар и имитация заботы о гражданах, поскольку тарифы на авиаперевозки в Украине нерегулируемые. Любые административные меры не принесут результата. В авиаперевозках не существует единой цены. У любой авиакомпании есть порядка 20 тарифов эконом-класса и около 6 тарифов бизнес-класса. Это бизнес, где одна и та же услуга продается за разную цену. При этом цены могут отличаться в разы”, – поясняет эксперт.
По словам Кавы, Мининфраструктуры должно создавать условия для прихода новых авиакомпаний на наш рынок, в том числе, активизировать работу по-подписанию соглашения о едином авиационном пространстве с ЕС (Открытое небо). В этом случае усилится конкуренция и рынок самостоятельно будет регулировать стоимость перевозок.
По данным ГПУ, стоимость билетов из Киева в Ужгород, Львов, Запорожье, Одессу, Днепропетровск, Ивано-Франковск, Харьков, Донецк и Луганск в среднем составляет 1439-5021 грн. ($118-414) в одну сторону. “Например, стоимость авиабилета со Львова до Донецка порой дороже, чем из Львова до Нью-Йорка”, – отмечают в ГПУ.
На самом деле, цены на полеты внутри Украины сопоставимы с европейскими. (ЛигаБизнесИнформ/Транспорт Украины и мира)