Липецкий художник Юрий Меркутов удивляет соотечественников и иностранцев миниатюрными моделями старинных паровозов собственного изготовления.
Так вышло, что свое призвание липчанин Юрий Меркутов нашел очень рано, буквально в первые годы жизни.
– Еще совсем маленьким я папу каждый день тянул к вокзалу: пойдем на поезда смотреть! – вспоминает наш герой. – А родился я и жил до шести лет в Германии, в маленьком городке Нойштрелиц, где тогда служил мой отец, военный. Паровозы и вообще железнодорожная техника заворожили меня сразу, как только я все это там увидел.
Маленький немецкий городок еще много чего мог предложить для подпитки воображения будущего фаната техники. Едва ли не в каждом магазинчике или кафе имелись на потеху публике затейливые механические игрушки, шарманки, музыкальные автоматы, макеты железных дорог с движущимися поездами, часы с танцующими фигурками.
Другой бы посмотрел, поахал и забыл, но маленький сын русского военного обладал замечательной генной памятью, будучи потомком целого рода мастеровых.
– Мой дядя в войну, в возрасте 14 лет стал единственным кузнецом на все село, – делится историей семьи Юрий Меркутов. – А дед мой был трактористом, и при этом столярничал и плотничал. А жена его, бабушка моя, буквально из ничего могла полушубок и шапку сшить! Рукастые люди были и трудолюбивые.
Завороженный тайнами механики, Юрий мобилизовал всю свою страсть к познанию. Окончил с отличие художественную школу, с упоением занимался резьбой по дереву, чеканкой, моделированием автомобилей, самолетов, парусников и других транспортных средств.
– Корабли я делал из спичек. А когда модель была полностью закончена, я терял к ней интерес, поджигал и отправлял в плавание. Было очень красиво, – рассказывает мастер.
Родители помогали тем, что не мешали, а это самое главное. А то некоторые рабы интерьера только и делают, что стреноживают детскую активность: не строгай тут, не пили, из пластилина не лепи… Юрию мама с папой сразу поставили четкую задачу: поработал — убери! Этому правилу наш герой следует с тех пор всю жизнь. В комнате, где Юрий работает над моделями, всегда царит идеальный и тоже какой-то немножко немецкий порядок.
Все мелкие детальки и заготовки для будущих моделей аккуратно разложены по пластиковым коробочкам из-под плавленного сыра. Удивительно удобная тара. Но это не значит, что семья Юрия питается ради них одним плавленым сыром, просто уже все друзья и родственники знают, чем можно порадовать мастера-миниатюриста и специально для него приберегают пластиковые упаковки.
В Липецке Юрий закончил училище лаковой миниатюры. Любовь к мелким деталям не отпускала. Повзрослев, наш герой понял, что ему необходимо сконцентрировать свой интерес на чем-то одном и он выбрал первую любовь своего детства — паровозы. И с тех пор изготавливает их миниатюрные модели в течение уже почти 30 лет.
Увлекательный процесс рождения модели старинного паровоза в масштабе 1:87 имеет свои этапы. Все начинается с чертежей. Ради низ Юрий посещает Центральную научно-техническую библиотеку Российских железных дорог в Москве. Иногда раздобыть редкие чертежи помогают заграничные единомышленники. Так, например, коллега из Канады прислал Юрию схемы паровоза, который водил в свое время в России Транссибирский экспресс.
«Досье» на каждую модель собраны мастером в отдельные папки. Здесь и чертежи, и старинные фотографии, и технические характеристики технического средства. Вот, например, паровоз системы Ферли, ходивший по Закавказской железной дороге. Очень интересная машина, практически два паровоза в одном, за что его прозвали «тянитолкай».
– Видите, у него два котла и две ведущие тележки, это паровоз не нужны было разворачивать, – рассказывает Юрий.
Когда чертежи добыты и изучены, наступает время подбора и заготовки материалов. Для изготовления моделей мастером берется латунь, листовая и не только. В закромах у Юрия Меркутова — несколько видов восков, резиновые формы для миниатюрного литья, лаки, краски и еще много чего. В работе не обойтись без токарного и фрезерного станков 6Т82Ш, клепального пресса и бормашины с целым ассортиментом насадок. Фрезы и сверла у липецкого Левши самые тонкие, от 0, 2 миллиметров толщиной. Поколдуешь долгие дни и ночи со всем этим — и вот, пожалуйста,, готов и крошечный, детализированный донельзя железнодорожный состав, и стрелочный пост, и сценка — крохотные люди загружают уголь в тендер.
Результаты трудов Юрия Меркутова поражают не только дилетантов, но и людей знающих. Таких мастеров-миниатюристов нынче и днем с огнем не найдешь. Таких же увлеченных «железнодорожников» наш герой нашел в Москве, а также за границей, во Франции и в Канаде.
Кстати, иностранцев Юрий тоже удивил. В 1999 году он ездил на выставку в Лимож и получил награду за модель вагона-церкви. Такие появились в поездах в 90-е годы позапрошлого века по указу Николая Второго, внявшего просьбам верующих. Из французского городка мастер привез почетный диплом и памятный подарок — блюдечко в виде золоченого листа плюща из лиможского фарфора. В музее фарфора он, конечно, побывал, ибо всегда готов отдать дань уважения пытливым умам и умным рукам. Модель же вагона-церкви отошла в подарок лиможского музея.
Самое приятное в Юрии Меркутове, пожалуй, то, что он не погружен в свое уникальное хобби совсем уж с головой. Увлечен, конечно, сидит по ночам, но при этом все как у людей: есть замечательная взрослая дочь и двое внуков. Причем, когда дочка была маленькой, Юрий никогда не запрещал ей играть с миниатюрными паровозиками.
– Во-первых, ничего с ними не случится, они металлические, – добродушно замечает наш собеседник. – А если и уронит ребенок, отвалится там что-нибудь, так я починю. Детям такое нужно показывать обязательно! Ко мне иногда приходили со своими наставниками ребята, занимающиеся в кружках моделирования, и я им все демонстрировал и рассказывал. Дай Бог, чтобы кто-нибудь из них увлекся и тоже занялся этим всерьез. Когда внуки подрастут, я и им буду позволять играть с паровозиками, даже буду очень рад, если им понравится.
Свои почти ювелирные изделия Юрий иногда дарит, а иногда обменивается со своими иностранными товарищами по увлечению.
– У них там все на свете можно купить! Руками никто ничего не делает, модели собирают из готовых покупных наборов. – констатирует наш герой. – Поэтому для них мои паровозы полностью ручной работы — экзотика, диво. Мне даже на Лиможской выставке организаторы сказали: да-а, у нас такого уже никто не делает… Только англичане еще делают все вручную, стремятся к полной аутентичности. А на один из своих паровозов я, кстати, выменял у канадца миниатюрный электродвигатель, у нас таких нет.
Сейчас у Юрия новая задача. Он занят изготовлением паровоза, водившего поезд Грязи-Елец 145 лет назад. Чертежи на руках, только знай работай. Юрий предвкушает новую длинную череду бессонных, но таких увлекательных ночей. (gorod48.ru/ Пищепром Украины и мира)