Cеверная Франция… Здесь, в Дьеппе, делают Clio R.S. Здесь молодой д’Артаньян (французы утверждают, что это реальный исторический персонаж) спас честь королевы Франции, привезя из Лондона злосчастные алмазные подвески. Он проскакал от Парижа до побережья за несколько дней и лишился по дороге троих друзей. Мы на Clio R.S. доехали до моря за пару часов, лишившись полубака бензина – даже в прогулочном режиме хот-хэтч кушает больше 10 литров на сотню…
Новый Clio R.S. внешне стал спокойнее. Глаза еще цепляются за диффузор в заднем бампере, черные колеса и причудливые линии передка с ходовыми огнями, но автомобиль привлекает куда меньше внимания публики, чем четверка вооруженных до зубов мушкетеров короля. Еще и потому, что на дорогах Франции (и остальной Европы) уже полным-полно обычных Clio, а они тоже выглядят классно. Впрочем, эффективность для Renault важнее эффекта: диффузор R.S. в паре со спойлером на задней двери в два раза увеличили прижимную силу.
История нового Clio R.S. Это – вот ирония! – тоже история о подвесках. И не менее увлекательная, чем роман Дюма-отца. Коварные гвардейцы кардинала в ней – технологи и финансисты Renault. Представляете Карлоса Гона в роли Ришелье? Мы – легко! Они посчитали, что прежний RS был успешным, но слишком дорогим. Инженерам и испытателям Renault Sport, этим мушкетерам Его Величества Драйва, поставили задачу сделать не менее быстрый автомобиль, который был бы менее затратным в производстве. И, кстати, выдали на разработку из корпоративной казны в два раза меньше золотых, чем раньше.
Наиболее радикальным средством снижения расходов стал отказ от мелкосерийного кузова – усиленного, с расширенными колесными арками. Тут-то и начинается наша история о подвесках. Стандартное “тело” поставило крест на широкой колее и отдельных поворотных кулаках в переднем “макферсоне”. А главное, не позволило использовать широкие шины: 205-я размерность была актуальна для горячих хэтчей лет двадцать назад… Еще одной “шуткой кардинала” стали взятые с корпоративного склада 1,6-литровый турбомотор с моментом в 240 Нм и тяжеленный робот с двумя сцеплениями. В итоге передние шины оказались слишком нагруженными, чтобы еще и в поворотах держать как следует.
Пришлось нашим мушкетерам идти на хитрости. Одной из таких оказались амортизаторы с встроенными гидравлическими отбойниками – подобные уже много лет применяют в ралли. Благодаря им в три раза уменьшили обычные полиуретановые отбойники (другие хот-хэтчи опираются на них в поворотах) и сделали помягче пружины, одновременно усилив стабилизаторы. Крены по-прежнему малы, но комфорта стало больше, и нагрузка на переднюю внешнюю шину в вираже не превышает критического предела – а значит, Clio R.S. должен поворачивать так же охотно, как раньше. Для тех же, кому и этого будет мало, готова версия Cup – с более жесткими пружинами, иными настройками амортизаторов и более “короткой” рулевой рейкой.
На обычной дороге R.S. Cup жестковат, но даже он комфортнее, чем прежний RS. В Renault ведь обозначили новый курс: “Эр-эс” должен быть универсальным! Чтобы на хэтче было быстро и приятно не только на треке, но и по дороге к нему. Ради этого инженеры сделали машину двуликой, а между сиденьями притаилась кнопка R.S. Drive.
Я нажимаю на нее – и руль тяжелеет, звук становится более грозным, а холостые обороты подскакивают, как пульс у д’Артаньяна перед дуэлью. И турбомотор здесь взрывной, как гасконец, – в Renault Sport ему перенастроили фазовращатели, доработали впуск-выпуск и установили малоинерционную турбину. Реакции на газ не такие острые, как у прошлого атмосферника, зато турбояма незаметна. Clio R.S. несется всегда и везде! Ощутимы только паузы при ручных переключениях, но инженеры обещают это скоро исправить.
Тяги много. И переключать R.S. Drive в ультимативный Race стоит только абсолютно уверенному в себе водителю, желающему сбросить еще пару десяток с круга. Остальным предпочтительнее Sport, где электронная имитация блокировки помогает не буксовать на разгоне и особенно на выходе из виража. С ней R.S. Cup надежен в управлении и, как говорят сами французы, даже немного быстрее автомобиля прошлого поколения. Надо только быть поаккуратнее с тормозами – в битве за себестоимость французам пришлось пожертвовать именитыми Brembo… (topgearrussia.ru/ Транспорт Украины и мира)