Пассажиров Национального аэропорта “Минск” с 1 июня обязали уплачивать сбор, который будет направляться на развитие его инфраструктуры. Соответствующее решение закреплено в постановлении Совета министров Беларуси №459.
Согласно документу, с пассажиров в возрасте 12 лет и старше, которые вылетают из столичного аэропорта, взимается плата в $5, а с детей от 2 до 12 лет – в $2,5. Не нужно платить за детей, путешествующих по гуманитарным программам, а также транзитным и трансферным пассажирам.
По информации департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, подобные меры предпринимаются во многих аэропортах, причем речь идет о существенно более высоких суммах сбора. Например, во всех китайских аэропортах пассажиры платят около $14 соответствующего сбора. В аэропорту Монтевидео (Уругвай) эта сумма превышает $35, в Буэнос-Айресе (Аргентина) – $28, и этот перечень можно продолжать. Что касается Минска, то согласно анализу средней цены авиабилета для пассажиров размер дополнительной платы к ней находится в пределах 2%.
Плата на развитие аэропортов в виде сбора с пассажиров широко используется в международной практике при выполнении крупных инвестпроектов по строительству и реконструкции. Это вызвано тем, что доходы таких объектов не могут покрыть расходы по дорогостоящим проектам, призванным создать все условия для оказания услуг, соответствующих международным стандартам. Точно так же и в Беларуси: принятие постановления №459 обусловлено надобностью обеспечить дополнительные финансовые источники и снизить нагрузки на республиканский бюджет.
При том что новый сбор относительно невысок, размер поступлений от таких взносов на развитие инфраструктуры Национального аэропорта Минска прогнозируется на уровне $5,4 млн. ежегодно и будет зависеть от пассажиропотока.
Заместитель директора департамента по авиации Минтранса Ирина Морозова отметила, что в настоящее время правительство Беларуси на Национальный аэропорт “Минск” возложило решение серьезных задач. Здесь выполняются такие масштабные инвестиционные проекты, как строительство второй искусственной взлетно-посадочной полосы, реконструкция действующего аэровокзального комплекса и создание новых мест стоянок для воздушных судов. “Принимая во внимание первостепенную значимость национального аэропорта в системе объектов транспортной инфраструктуры республики, с целью создания положительного имиджа государства и в условиях ограниченных собственных финансовых возможностей предприятия крайне актуальным является вопрос определения источников финансирования”, – сказала Ирина Морозова.
Что касается порядка уплаты сбора, то для максимального упрощения процедуры решено, что установленную сумму авиаперевозчики предъявляют к оплате пассажирам дополнительно к стоимости билета. Это могут быть белорусские рубли (при покупке билета за белорусские рубли) или доллары США (перечисляются в этой же валюте на расчетный счет РУП “Национальный аэропорт “Минск”). То есть пассажир, приобретая авиабилет, оплатит авиакомпании стоимость билета плюс сумму платы, которую авиакомпания впоследствии за него перечислит аэропорту. Это значит, что необходимости дополнительных расчетов между пассажиром и аэропортом не возникает. “Естественно, при отказе пассажира от полета по какой-либо причине внесенная сумма платы будет авиакомпанией возвращена”, – заверила Ирина Морозова.
Отвечая на вопрос, может ли быть в перспективе отменен введенный 1 июня сбор, замдиректора департамента сказала, что мероприятия по развитию инфраструктуры Национального аэропорта “Минск”, прежде всего строительство второй взлетно-посадочной полосы, ввиду значительного объема работ, технической сложности их выполнения и существенных расходов имеют длительные сроки реализации. В этой связи постановлением не ограничен временной период применения аэропортового сбора. На белорусский Минтранс возложен контроль за выполнением предписаний документа. В частности, речь идет об анализе вопросов взимания платы и ее целевого использования. Вместе с тем это ведомство при необходимости может вносить предложения об изменении порядка и условий внесения сбора, в том числе касающиеся его величины и сроков действия. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)