Инновационная программа по созданию Информационной системы портового сообщества (ИСПС) вышла за рамки Одесского порта и стала региональным проектом. Об этом заявил начальник службы стратегического развития ГП “Администрация морских портов Украины” Вячеслав Вороной, выступая с основным докладом на 4-м международном семинаре по вопросам упрощения торговли “Единое окно – локальное решение”, проходившем 27 мая в Одессе, в рамках серии форумов Международной транспортной недели. Семинар состоялся при организационной поддержке Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Кабинета министров Украины, Украинского национального комитета Международной торговой палаты (ICCUkraine), Ассоциации транспортно-экспедиторских и логистических организаций “Укрвнештранс” и компании PLASKE. В его работе приняли участие заместитель председателя Верховной Рады Руслан Кошулинский и правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Минэкономразвития Валерий Пятницкий.

При содействии созданной в 2011 г. Межведомственной рабочей группы по внедрению технологии “Единое окно – локальное решение”, в Одесском порту был успешно реализован проект по созданию Единой информационной системы портового сообщества, целью которой является минимизация бумажного документооборота при выполнении всех операций в порту, связанных с обработкой судов и оформлением грузов. Запущены несколько электронных модулей, объединяющих наработки по внедрению режима “свободной практики” при обработке судов, оформлению “электронного пропуска” и “электронного наряда” на выдачу контейнеров и др. По состоянию на май прошлого года к ИСПС были подключены помимо портовых и таможенных служб более 300 экспедиторских компаний. Организация обработки флота и оформления грузов в электронном формате привела к сокращению времени на каждой из технологических операций в порту, оптимизировала логистику путем предоставления всем сторонам оперативной, корректной и легитимной информации, позволила минимизировать контакты бизнеса и чиновников, что снизило коррупционные риски.

Как рассказал в своем докладе на 4-м Международном семинаре Вячеслав Вороной, за период с мая 2013 г. по май 2014 г. проект ИСПС вышел за рамки Одесского порта и стал региональным. По его словам за указанный период:

– в Одесском порту удалось полностью уйти от бумажных носителей при оформлении нарядов для автомобильного и ж/д транспорта, начата работа по переводу в электронный формат операций оформления порожних и экспортных контейнеров;

– в Ильичевскому порту со 2 июня начата опытная эксплуатация ИСПС; в течение 2-3 месяцев модуль “электронный наряд” будет работать параллельно с бумажным вариантом оформления контейнеров;

– в порту “Южный” реализован модуль “свободная практика”, получено от агентов 20 заявок на обработку судов в этом режиме, 11 из них уже были приняты по принципу “свободной практики”.

Подводя промежуточный итог сделанному, В. Вороной отметил, что развитие ИСПС “проходит семимильными шагами”, что свидетельствует о большой востребованности системы в сообществе участников внешнеэкономической деятельности, а также огромной заинтересованности правительства в интеграции страны в европейские логистические цепи, повышения транзитного потенциала и конкурентоспособности Украины.

“Благодаря внедрению ИСПС, – говорит В. Вороной, – только за последние полгода удалось сократить среднее время нахождения автомобилей-контейнеровозов на территории порта с 10 до 5 часов. Если вспомнить 2007-2008 гг., то тогда контейнеровозы могли находиться в порту более двух суток. Одним из основных шагов, над которыми сейчас работает “Администрация морских портов Украины” совместно с международными автомобильными перевозчиками, это внедрение процедуры предварительного оформления грузов в порту. Речь идет о схеме, при которой автомобильный перевозчик заезжает на территорию порта за полностью оформленным грузом. Достичь этого можно путем переноса всех форм таможенного контроля (досмотр, взвешивание и т. д.) непосредственно на территорию того морского терминала, куда груз прибыл и где был выгружен. Технически к внедрению подобной практики контейнерные терминалы в отечественных портах уже готовы или почти готовы. Но перед тем, как сделать этот шаг, он должен быть закреплен отдельным распоряжением Кабинета министров Украины. Проект его уже готов и в настоящее время согласовывается с Минюстом, мы рассчитываем на его утверждение уже в следующем месяце”. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий