Министерство инфраструктуры предлагает упростить доступ компаний к причалам в украинских портах. Соответствующий проект постановления Кабинета министров “О внесении изменений в перечень специализированных услуг в морском порту субъектами естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию” опубликован на веб-сайте министерства. Основная цель проекта – обеспечение равного доступа портовых операторов к использованию причалов. После утверждения постановления Мининфраструктуры планирует в корне изменить систему оплаты за пользование причалами.
Начальник службы эксплуатации Администрации морских портов Украины (АМПУ) Юрий Власов заявил, что после утверждения этого постановления и последующего изменения схемы тарифообразования ожидается увеличение судозаходов в морские торговые порты (МТП) страны и, как следствие, более эффективное использование причалов. По словам чиновника, применяемая в настоящее время схема работы не дает возможности развиваться мелким и средним стивидорным компаниям с небольшими объемами грузов. Власов пояснил, что оператор вынужден платить за сроки использования причала, а не за фактическую переработку грузов.
Именно для того, чтобы причалы использовались без привязки ко времени, министерство решило внести изменения в документ, регулирующий предоставление услуг портами, рассказал заместитель директора департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Мининфраструктуры Роман Когут. По его словам, сегодня компании могут использовать причал, например, неделю, а потом две недели стоять. “Это не только приносит убытки самим операторам, но и снижает эффективность использования причалов, так как в это время не могут зайти суда других компаний”, – говорит Когут. В АМПУ отмечают, что принятие проекта постановления даст возможность операторам четче планировать затраты, а администрации рассчитывать поступления средств в бюджет.
Для этого министерство также планирует ввести единую прозрачную систему тарифообразования за пользование услугами причалов. До сих пор тарифы устанавливались в индивидуальном порядке – для каждого причала и для каждой компании-пользователя их рассчитывают в АМПУ. “Новые тарифы будут публичными, кроме того, будет введена четкая их градация в зависимости от возможностей того или иного причала”, – утверждает Когут. Новая тарифная методология разрабатывается с учетом пожеланий операторов рынка, и сейчас обсуждается идея снижения цен на пользование причалами, добавляет он. Согласно данным Мининфраструктуры, на сегодняшний день в государственной собственности находится около 300 причалов в украинских портах.
Профучастники неоднозначно отреагировали на новшества, которые пытается вводить Мининфраструктуры. “С одной стороны, принцип оплаты за тоннаж переработанных грузов выглядит более логичным и надежным для компаний, работающих в портах. Но в то же время, когда есть фиксированная сумма за время пользования причалами, оператор заинтересован в том, чтобы как можно больше перевалить грузов за этот период, так как это снизит затраты на услуги порта на каждой тонне продукции”, – рассказал генеральный директор компании “Бруклин-Киев” Юрий Губанков.
Руководитель одной стивидорной компании, пожелавший остаться неназванным, считает, что в сегодняшних реалиях выбранный министерством подход выглядит полумерой. Собеседник пояснил, что в настоящее время необходимо решать более важные для отрасли проблемы. В частности он отмечает, что сейчас ряд операторов владеют землей в порту рядом с причалами, что нередко делает невозможным заход других компаний, которые хотят выполнять перевалку, используя эти причалы. Поэтому, считает менеджер, государству следует предоставлять компаниям полный спектр услуг, задействуя весь целостный имущественный комплекс порта, включая причалы. Но сделать это будет непросто, поскольку придется брать на себя затраты по аренде земли, что маловероятно в нынешних условиях, делает вывод собеседник.
Другой менеджер сетует на то, что в крупных портах договоры по использованию причалов заключены с коррупционной составляющей и были “согласованы благодаря личным отношениям”. По его словам, “прописанные под себя условия никто не будет легализовать”, и, скорее всего, большинство компаний будут работать по старым контактам. “Дефицита причалов сегодня нет, средняя загрузка не превышает 30%, за исключением больших портов. Сейчас более актуален вопрос дноуглубления и обновления основных фондов причала и оборудования в портах”, – говорит менеджер. Также участников рынка беспокоит тарифная политика и то, какой она будет после нововведений.
По словам уже упомянутого менеджера, сейчас заход среднего судна в порт обходится операторам в Украине в $50 тыс., тогда как в соседней Турции – в $17 тыс. “Нам говорят, что высокие тарифы обусловлены потребностью обновлять истощенные мощности причалов и других сооружений в порту, – сетует аноним, – но по факту этого не происходит”. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)