“Укрзализныця” ожидает падения грузоперевозок по итогам 2014 г. на 4,2%. Значительно упадет и пассажиропоток.
За восемь месяцев перевозки пассажиров железными дорогами уже сократились почти на 60% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.
Схожая ситуация в авиационной сфере. За восемь месяцев было перевезено 7,63 млн. человек, аэропорты не досчитались 23,2% пассажиров в сравнении с этим же периодом 2013 г.
Украинские авиакомпании за этот же период потеряли 14,8% пассажиров. Услугами отечественных компаний воспользовались 4,53 млн. человек.
В портах – совершенно другая ситуация. По данным Администрации морских портов Украины – АМПУ – за восемь месяцев грузооборот в секторе вырос на 7,1% до 91,2 млн. т в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.
В условиях войны это выглядит удивительно. Почему же в авиационной и железнодорожной сфере все плохо, а в портах хорошо? Хорошо не все.
Статистика АМПУ подается без учета крымских портов, которые неподконтрольны Украине. Если учитывать крымские порты, то в 2014 г. общий объем перевалки грузов меньше, чем в 2013 г. примерно на 1%.
Порты Крыма за восемь месяцев 2013 г. переработали примерно 8 млн. т грузов. В 2014 г. крымские порты отражались в статистике АМПУ три месяца. За этот период их грузопоток составил около 2 млн. т. То есть успехам материковые порты частично обязаны Крыму, который отдал им свой грузопоток.
Основной драйвер роста – экспорт. За восемь месяцев через отечественные порты было экспортировано 66,3 млн. т грузов, что на 15,7% или 9 млн. т больше, чем годом ранее. Главный экспортный товар – зерно.
За восемь месяца через порты было прошло 18,3 млн. т хлеба, что на 50% больше, чем за этот же период 2013 г. Для многих портов перевалка зерна сыграла ключевую роль. Без него многие порты ушли бы “в минус”.
Экспорт зерна через Бердянский порт вырос на 220% до 749,2 тыс. т Это почти 50% в структуре грузооборота порта. Общая перевалка грузов в этом порту за восемь месяцев – 1,5 млн. т.
В Николаевском порту экспорт зерна вырос на 123% до 3,9 млн. т, это примерно 40% от грузооборота порта.
Порт “Южный” нарастил экспорт этой продукции почти вдвое в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. до 4,9 млн. т.
Одесский порт нарастил перевалку зерновых на 38% до 3,6 млн. т. На 24,6% до 728 тыс т вырос экспорт зерна в Херсонском порту.
Частично росту перевалки зерна материковые порты обязаны Севастопольскому порту. В 2013 г. компания “Авлита” (Севастополь) собственника СКМ Рината Ахметова перевалила более 1,4 млн. т зерна. Однако в большей степени росту перевалки хлеба способствует рекордный урожай.
Экспорт зерна в текущем маркетинговом сезоне – с июля 2014 г. по июнь 2015 г. – идет высокими темпами, рассказала руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник. “Исходя из наших оценок, урожая зерна будет рекордным – 63,7 млн. т. Значит, экспорт может превысить показатели 2013 г. С начала маркетингового года по 23 сентября уже вывезено 7,8 млн. т”, – сообщила она.
Значительную роль в хороших показателях грузооборота портов сыграл экспорт черных металлов, прежде всего металлопроката и чугуна. За восемь месяцев рост составил 20% – 12,2 млн. т.
Хорошо шли за рубеж подсолнечное масло – рост 58%, 2,8 млн. т, и руда – рост 2,4%, 15,7 млн. т. Здесь аннексия Крыма сыграла портам на руку. Только “Авлита” в 2013 г. переработала 2,9 млн. т металлопродукции.
Некоторым портам сохранить позитивную динамику грузооборота помог экспорт угля. За восемь месяцев через порты на экспорт ушло 4,7 млн. т угля, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2013 г.
В Ильическом порту экспорт этого товара вырос на 278,5% до 285 тыс. т. Порт “Октябрьск” нарастил его экспорт на 240% до 615 тыс. т. Николаевский порт увеличил экспорт угля на 84,4% до 541 тыс. т, Бердянский – на 53,2% до 161 тыс. т. На 50,2% вырос экспорт угля в Измаильском порту до 666,1 тыс. т.
В Мариупольском порту экспорт товара вырос на 6,8% до 1,1 млн. т. “Южный” отправил на экспорт 1,4 млн. т угля, что на 4,1% больше, чем годом ранее.
В нынешних условиях, когда из-за войны перестали работать угольные шахты, рост экспорта этого сырья выглядит странно. Уже ясно, что будет дефицит угля, а в августе на экспорт через порты отправлено 350 тыс. т угля.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности это объясняют так: “В период 2010-2014 гг. в Украине добыча угля постоянно росла. Прирост добычи в 2013 г. в сравнении с 2010 г. составил 11,3%, а запланированный прирост добычи за 2014 г. к 2010 г. – 12,2%. Ежегодный профицит угля составлял около 2 млн. т. Поэтому для сбалансирования добычи и реализации угля госпредприятия, которые подчиняются министерству энергетики и угольной промышленности и ГП “Уголь Украины” заключили контракты, и реализовывали уголь на экспорт”.
С импортом и транзитом в морских портах Украины все плохо даже с учетом “прибавки” от портов Крыма. За восемь месяцев порты сократили перевалку импорта на 15,5% до 9,6 млн. т.
В Ильичевском порту переработка импортных грузов упала на 28% до 1,7 млн. т, в Одесском – на 18% до 2,2 млн. т, Николаевском – на 10% до 2,8 млн. т. Упал импорт строительных материалов, руды, тарно-штучных грузов.
За восемь месяцев перевалка транзитных грузов сократилась на 3,6% до 14,5 млн. т. Самые ощутимые потери понесли “Южный” – перевалка таких грузов сократилась на 17,3% до 4,6 млн. т, Ильичевский порт – падение на 18% до 2,7 млн. т и Мариупольский порт – падение на 40% до 460 тыс. т.
Перевалка контейнеров снизилась на 11,2% до 450 тыс TEU.
По итогам 2014 г. за счет потери крымских портов и хорошего урожая украинские порты покажут рост. В 2015 г., если дела с экономикой Украины не пойдут на лад, картина может быть совершенно другой. (Економична правда/Транспорт Украины и мира)