Авиакомпания Virgin America, совладельцем которой является британский миллиардер Ричард Брэнсон, 13 ноября разместила акции на бирже NASDAQ. Инвесторам было предложено 13,3 млн. акций по $23 за одну ценную бумагу. В результате компания получила $307 млн. Еще $52 млн. она заработала от продажи своих акций частным покупателям одновременно с IPO. Всего в ходе размещения Virgin America выручила $359 млн.
Для IPO компания выбрала средний ценовой диапазон до размещения Virgin America заявляла о стоимости одной акции в промежутке от $21 до $24. Исходя из стоимости одной акции в $23, вся авиакомпания оценена в $993,6 млн.
Как отмечает The Financial Times, выход на биржу Virgin Atlantic стал вторым крупнейшим IPO в истории американских авиакомпаний, уступив лишь ExpressJet. Последняя в 2002 г. продала акций на $480 млн. Кроме того, по сведениям Bloomberg, размещение Virgin America на NASDAQ стало первым IPO американской авиакомпании за последние три года. Крупнейшими акционерами авиакомпании является Virgin Group Брэнсона – она контролирует 22%. Нью-йоркская инвестиционная компания Cyrus Capital Partners владеет 40%.
По оценке Bloomberg, момент для выхода на биржу Virgin Atlantic был выбран чрезвычайно удачно. Дело в том, что стоимость авиационного топлива находится на минимальной с 2010 г. отметке, а акции других авиакомпаний достигли самой высокой стоимости за последние 13 лет. С другой стороны, IPO Virgin America прошло на фоне катастрофы 31 октября космолета SpaceShipTwo другого предприятия Брэнсона – Virgin Galactic. В результате аварии погиб один из пилотов. Как подчеркивает FT, это крушение оказало негативное влияние на сам брэнд Virgin.
Помимо инцидента 31 октября есть и фундаментальные факторы, которые заставляют участников рынка сомневаться в перспективах Virgin America. Сейчас она является девятой крупнейшей авиакомпанией США. Но, как заявил Bloomberg один из основателей консалтинговой компании в сфере путешествий и туризма Atmosphere Research Group Генри Хартевельдт, охват полетов Virgin America пока недостаточен. Сейчас у нее 53 самолета. Для сравнения, у крупнейшего лоукостера – Southwest Airlines – 685 лайнеров.
Другой проблемой для Virgin America может стать низкая рентабельность по сравнению с конкурентами. За девять месяцев стоимость одной мили полета пассажироместа без учета стоимости топлива – ключевой показатель эффективности в авиационной отрасли – составляла 7,08 цента. У конкурентов – Spirit и Allegiant Travel – этот показатель составляет 5,98 центов и 6,01 соответственно. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)