Переведение всех госпредприятий из зоны АТО на контролируемые властью территории, которое затрагивает в том числе и Донецкую железную дорогу (ДЖД), значительно усложнит любые взаиморасчеты с этим предприятием, а следовательно может привести к остановке как пассажирского, так и грузового железнодорожного сообщения на территории Донецкой области. Об этом заявил председатель Федерации транспорта Украины Орест Климпуш.
По его словам, Федерация работодателей транспорта Украины поддерживает действия президента и правительства, направленные на упорядочение схем и порядков расчетов с государственными предприятиями, находящимися в зоне проведения АТО, однако при всем этом считает необходимым предостеречь правительство от принятия не до конца продуманных решений, которые могут негативно отразиться на работе предприятий региона.
“Считаем необходимым предусмотреть и продумать все возможные механизмы сохранения работы грузового ж/д транспорта в зоне проведения АТО и прилегающих территориях”, – подчеркнул Климпуш.
Он напомнил, что в ноябре с ДонЖД отправлялось 17% грузовой базы всего ж/д транспорта Украины (3,6 млн. т). “Наиболее значительную долю в общеукраинском объеме транспортировки ДЖД генерирует в следующих товарных категориях: кокс (46%), уголь (38%), черные металлы (37%), лом черных металлов (18%)”, – добавил председатель Федерации транспорта Украины.
Только треть (33%) станций ДЖД находится вне оккупированной территории.
Руководство “Укрзализныци” в рамках указа президента №875/2014 от 14 ноября приняло решение изменить порядок расчетов по перевозке грузов, идущих из Донецкой и Луганской областей по ДЖД. Отныне грузоотправителям запрещается оплачивать перевозку груза на станции отправления, а необходимо оплачивать его на станции назначения. Таким образом, “Укрзализныця” останавливает основную часть финансовых потоков в адрес ДЖД. В свою очередь ДЖД останавливает отправку вагонов по всем направлениям. Эксперты не исключают, что в дальнейшем будет введен дополнительный тариф со стороны ДЖД, и вагоны снова начнут отправлять, но пока речи об этом не идет.
По мнению экспертов, остановка Донецкой железной дороги повлечет за собой остановку большинства промышленных предприятий на Донбассе. В зимних условиях Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ) вынужден будет остановить работу Макеевского филиала, что приведет к замерзанию оборотных циклов охлаждения прокатных станов. Восстановление производства займет до шести месяцев. Остановка Макеевского филиала фактически означает высвобождение 1300 рабочих мест.
Кроме того, сам ЕМЗ будет вынужден снизить загрузку мощностей по производству чугуна до 25% (2 тыс. т против 8 тыс. т). В результате работать будет только одна доменная печь, а две другие доменные печи будут остановлены с риском разрушения футеровки. “Полугодовой простой ЕМЗ будет означать снижение производства стали Группой “Метинвест” на 1 млн. т. В свою очередь это приведет к снижению налоговых отчислений в украинский бюджет минимум на 100 млн. грн. и высвобождению около 2 тыс. рабочих мест”, – подчеркивают отраслевые эксперты.
Более того, в течение 3-4 дней существует высокая вероятность остановки меткомбинатов в Мариуполе, АКХЗ, ХТЗ, ГОКов “Метинвеста” в Кривом Роге, напрямую завязанных с предприятиями Донбасса, Зуевской ТЭС и др.
“Это в свою очередь означает, что останавливается не только промышленность на Донбассе – по цепочке останавливается огромное количество промышленных предприятий по всей Украине. Стоит отметить, что только на одних предприятиях “Метинвеста” сегодня работает около 100 тыс. человек. Больштнство из них может остаться на улице”, – уверены эксперты.
Специалисты уверяют, что принятие правительством страны таких скоропостижных решений, как остановка финансирования ДЖД, без комплексной оценки со стороны все заинтересованных сторон и привлечения экспертных групп несет угрозу полного уничтожения всей промышленности Украины. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)