Крупнейшая авиакомпания Казахстана “Эйр Астана” играет особую роль в развитии транспортно-логистического потенциала страны. Понимая это, АО “Самрук-Казына”, которому принадлежит 51% акций авиаперевозчика, уделяет большое внимание развитию портфельной компании. И одним из наиболее важных аспектов является капитализация авиакомпании, в первую очередь, за счет приобретения бортов в собственность и отказа от операционного лизинга. Об этом рассказал главный директор по управлению активами АО “Самрук-Казына” и председатель совета директоров АО “Эйр Астана” Нуржан Байдаулетов.
– Какие шаги предприняты и что планируется сделать в данном направлении в будущем году?
– По поручению “Самрук-Казына” авиакомпанией “Эйр Астана” подготовлена и утверждена стратегия развития до 2020 г., согласно которой и ведется работа по обновлению и пополнению парка воздушных судов.
Сегодня авиапарк “Эйр Астаны” состоит из 30 реактивных самолетов четырех типов (Boeing-757, Boeing-767, судов семейства Airbus и Embraer-190), 11 из которых находятся в собственности компании. Средний возраст самолетов – 5,5 лет, что делает авиапарк одним из самых “молодых” флотов в мире.
Планируется, что в 2020 г. “Эйр Астана” будет располагать уже 43 самолетами, включая 19 собственных, в их числе – два Boeing-787 Dreamliner. Постоянное обновление парка способствует повышению эффективности и надежности, снижения топливных расходов и воздействия на окружающую среду.
Кроме того, в рамках развития собственной инфраструктуры по обслуживанию воздушных судов, приоритетной задачей является строительство центра технического обслуживания в Астане в 2015 г.
В планах авиакомпании – стать региональным лидером в авиационной инженерии, развивая разностороннее техническое обслуживание, ремонт самолетов и их эксплуатацию на производственных площадях в Астане, в дополнение к тому, что уже достигнуто на базе в Алматы, где действуют сертифицированные цеха по стандартам EASA (Европейское агентство авиационной безопасности), обслуживающие местных и иностранных перевозчиков.
Конечно, особенно хочется отметить, что безопасность – это важнейший принцип работы авиакомпании. Свидетельством приверженности наивысшим стандартам и показателям безопасности полетов являются успешные результаты международного аудита эксплуатационной безопасности (IOSA), который является всемирно признанной системой оценки управления производственной деятельностью и систем управления авиакомпании.
– Увеличение числа судов предполагает и соответствующее увеличение летного штата. Бытует мнение, что на казахстанском рынке ощущается острая нехватка профессиональных кадров. Что предпринимается для подготовки специалистов?
– В 2008 г. “Эйр Астана” за счет собственных средств запустила программу первоначальной подготовки пилотов Ab-initio. Это долгосрочный проект по подготовке пилотов, предусматривающий отбор кандидатов без летного опыта и их обучение в соответствии с международными стандартами. На сегодня по данной программе были отобраны и прошли обучение более 140 кадетов, из них 125 пилотов уже заняли свое место за штурвалами самолетов авиакомпании.
Говоря о будущих перспективах, уже с 2015 г. на базе Академии гражданской авиации РК будут проводиться учебные практики и летные тренировки. Это стало возможным благодаря новым программам по подготовке пилотов, которые были разработаны Комитетом гражданской авиации совместно с академией. Впервые для улучшения материально-технической базы академии в этом году государством выделено 1700 млн. тенге на приобретение учебных самолетов.
Также авиационными властями Казахстана и Финляндии реализуется совместная программа, в рамках которой уже 12 казахстанских студентов прошли обучение у финских инструкторов, а в настоящее время проходят летную практику в Финляндии. В дальнейшем летные тренировки и учебная практика будущих пилотов будет обеспечиваться в Казахстане на базе академии. Первый цикл обучения пилоты завершат к 2018 г., став специалистами, соответствующими европейским требованиям.
– Расширение авиапарка – это также всегда позитивная новость для клиентов компании, которые ожидают открытия новых рейсов и даже направлений. Каковы планы “Эйр Астаны” на этот счет в 2015 г.?
– В данном вопросе важно отметить, что Фондом “Самрук-Казына” совместно с “Эйр Астана” проводится постоянная работа по анализу рынка перевозок и перспектив открытия новых авиамаршрутов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время маршрутная сеть Республики Казахстан состоит из 47 внутренних и 90 международных направлений, из них “Эйр Астана” осуществляет перелеты по 19 внутренним и 40 международным маршрутам, включая два сезонных. Таким образом, “Эйр Астана” успешно работает в конкурентной среде как на внутреннем, так и на международном рынках.
Компанией заключены код-шер соглашения с Austrian Airlines, Asiana Airlines, Etihad Airways, KLM, ГТК “Россия” и Turkish Airlines, а также интерлайн-соглашения с более 100 перевозчиками, что дает пассажирам возможность выбора маршрутов из более 400 направлений по всему миру.
В планах на 2015 г. – возобновление рейса “Костанай – Ганновер”, открытие нового рейса “Астана – Париж”, а также увеличение частоты полетов на существующих направлениях.
Главным препятствием для расширения маршрутной сети до апреля 2014 г. являлся запрет и ограничение казахстанским авиакомпаниям ICAO (Международная организация гражданской авиации) на полеты в страны Евросоюза. С 2008 г. казахстанские авиакомпании были внесены в “черный список” ЕС, что означало запрет на осуществление полетов в европейские страны. “Эйр Астана” была внесена в “серый список”, что не позволяло авиакомпании открывать новые маршруты и увеличивать частоты на действующие маршруты в Европу.
Основной причиной включения казахстанских авиакомпаний в “черный список” ЕС было выявление ICAO в деятельности уполномоченного органа в сфере гражданской авиации Республики Казахстан двух существенных недостатков, в частности, несоответствия в обеспечении надзора за летной годностью воздушных судов, а также в выдаче авиакомпаниям сертификатов и дальнейшего контроля их деятельности.
– Все мы помним этот неприятный период в истории казахстанской авиации. Какая работа была проделана для устранения этих недостатков?
– Комитетом гражданской авиации и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан совместно с “Самрук-Казына” и компаниями отрасли проделана действительно большая работа по устранению замечаний ICAO и Еврокомиссии.
На законодательном уровне внесены более 80 поправок в области гражданской авиации, в том числе 69 поправок по безопасности полетов, утверждено 33 подзаконных нормативных правовых акта. Кроме того, в штат Комитета были включены государственные инспекторы в сфере гражданской авиации, их статус был определен законодательно, а на базе академии гражданской авиации создали центр подготовки специалистов по авиационной безопасности.
Были ужесточены требования к деятельности авиакомпаний, проведена проверка на соответствие стандартам ICAO, по итогам которой список авиакомпаний в Казахстане сократился с 70 до 42. Также была проведена ресертификация воздушных судов, осуществляющих коммерческие перевозки.
– Комитет гражданской авиации часто подвергают критике за неэффективность. Как вы оцениваете работу регулятора, ощутили ли вы на себе сложности работы с комитетом?
– Сегодня в средствах массовой информации идет массированная атака на Комитет гражданской авиации. Не знаю, кто именно координирует эти действия, но то, что это является целенаправленной кампанией по дискредитации КГА, для меня очевидно. Я работал в МТК РК в 1998-2006 гг., был директором департамента железнодорожного транспорта, председателем комитета железнодорожного транспорта, вице-министром, и видел работу Комитета гражданской авиации все эти годы.
Закрытие для авиакомпаний Казахстана в 2009 г. неба над странами ЕС является прямым следствием некомпетентности КГА прошлых лет.
Сегодня успехи комитета очевидны. И то, что сняты ограничения по полетам для “Эйр Астаны”, что появилась перспектива открытия неба для других казахстанских авиакомпаний в ближайшем будущем – это результат напряженных совместных усилий профильного министерства, Фонда “Самрук-Казына”, авиакомпании “Эйр Астана” и правительства. Рабочим органом и координатором всех этих действий, конечно, является Комитет гражданской авиации, который за последнее время качественно изменился в плане профессионализма и эффективности.
И мне хочется сегодня обратиться к своим коллегам-транспортникам: прекратите шельмовать авиационные власти Казахстана. Вся эта шумиха в прессе с выбросом негатива может отрицательно сказаться на решениях ICAO и комиссии Евросоюза по открытию европейского неба в 2015 г. для авиакомпаний РК. Прошу задуматься об этом тех, чьи непомерные амбиции и желание пропиариться сегодня крайне несвоевременны. Остановитесь. (Украинский авиационный портал/Транспорт Украины и мира)