Новые министры инфраструкутры и агрополитики совершили, с точки зрения предшествеников, неимоверную глупость – поручили искать гендиректоров госкомпаний (дойных коров) хэдхантерам на открытом конкурсе. Первый этап проекта уже завершен – консультанты собрали более 500 резюме соискателей должности главы: “Укрзализныци”, “Укрпочты”, аэропортов “Борисполь” и “Львов”. (В ближайшее время должен начаться прием заявок на должность двух крупных госкорпораций).
О том, как дальше будет проходить конкурс, требованиях к кандидатам, гарантиях объективного выбора и особенностях оплаты труда новых топов рассказал партнер консалтинговой компании Talent Advisors Роман Бондарь (компания участвует в процессе поиска и отбора руководителей для госкомпаний).
– Прием резюме уже закончился, сколько всего людей и куда предложило кандидатуры?
– Мы ищем кандидатов на пост генеральных директоров четырех предприятий, относящихся к Министерству инфраструктуры (УЗ, “Укрпочта”, аэропорты “Борисполь” и “Львов”). Всего мы зарегистрировали более 500 кандидатов, которые сейчас изучаются и анализируются. В ближайшее время объявим конкурс на пост главы двух ключевых концернов, входящих в зону ответственности Министерства агрополитики. Между министерствами идет активный обмен успешным опытом. И за это честь новым министрам и хвала.
– Какие должности самые популярные?
– Не могу сказать, что разделение большое: интерес примерно одинаков к каждой вакансии.
– Кто в основном в претендует, есть ли среди них люди, занимавшие должности в этих предприятиях в прошлые годы?
– Единого усредненного портрета соискателя нет: претендуют управленцы разного уровня, эксперты, политики, есть общественные деятели. Среди них есть, разумеется, и специалисты, работающие или работавшие, скажем, в “Укрзализныце”, авиационной отрасли. Что радует – отозвались много именитых претендентов, профессионалов европейского уровня. Особенно относительно вакансий в аэропортах, с железной дорогой несколько сложнее: это всегда было очень консервативная, закрытая организация. Поэтому железнодорожники долго присматривались, и среди присланных резюме на должность главы УЗ их было немного. Но ближе к окончанию срока подачи заявок число анкет от ж/д профессионалов стало расти по экспоненте.
– Какие-то ограничения для участия в конкурсе есть?
– Нет, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский никаких дополнительных условий не ставил. Подать заявку мог любой желающий, независимо от опыта, возраста, пола, специальности и гражданства.
– Есть заявки от иностранцев?
– Да, есть. Информацию о поиске генеральных директоров мы передали и европейским партнерам, а они – потенциальным соискателям. Кто заинтересовался – прислал резюме. Не могу сказать, что их очень много, но они есть. Как мне кажется, европейцы пока настороженно относятся к перспективе работать в Украине. Во-первых, проведение открытого и прозрачного конкурса на должности гендиректоров госпредприятий для нашей страны – новшество. Иностранцы присматриваются, как пройдет отбор, сможем ли мы справиться с поставленной задачей. Во-вторых, без сомнения, сказывается война на Востоке, трагедия с малазийским “Боингом”, что негативно сказалось на имидже страны. Не каждый готов рискнуть и работать в таких условиях. Но я уверен, что если конкурс пройдет прозрачно и честно, начнутся преобразования к лучшему, то и иностранцы будут всерьез рассматривать возможность работы в руководстве украинских госкомпаний.
– Вы только собирали заявки или и сами искали потенциальных руководителей?
– Наполнение базы шло несколькими путями. Во-первых, каждый желающий мог сам прислать нам резюме. Во-вторых, кандидатуры могли предложить политические партии, отраслевые ассоциации, профсоюзы, общественные организации и так далее. Кстати, многие этой возможностью воспользовались, к примеру, представители коллектива аэропорта “Борисполь” обзванивали специалистов, которых хотели видеть во главе предприятия, и настаивали, чтобы они подали заявки. В-третьих, мы, как хэдхантеры, так же составили свой список, выбрав наиболее эффективных топ-менеджеров Украины. И связались с ними, предложив поучаствовать в конкурсе.
– Можете уточнить, кого и по каким критериям вы выбрали в свой список?
– Из 20 менеджеров, предложенных нами, все входят в рейтинг ТОП-100 эффективных украинских управленцев. Фамилии разглашать не буду – это некорректно.
– Кто-то из них согласился претендовать на должности?
– Да, около 30% наших кандидатов, выслушав предложение, подали заявки. Но участвуют они на общих основаниях – никакого преимущества перед “самовыдвиженцами” у них нет.
– Как именно будет осуществляться дальнейший отбор кандидатов?
– Это многоуровневый процесс. Первый этап – подача заявок – уже завершен. Все желающие прислали резюме, а по желанию, и эссе о том, почему они готовы идти на работу в госкомпанию, как видят свою задачу и планируют ее достичь. Полученные документы мы обрабатываем, связываемся с каждым претендентом, при необходимости – уточняем информацию, компетенции, собираем отзывы и рекомендации.
Дальше мы делим кандидатов на несколько категорий: те, что полностью отвечают требованиям, частично отвечают (например, финансовый директор имеет опыт реформирования подразделения, но никогда не был первым лицом компании), и полностью не соответствуют. Так как, скорее всего, менеджер по продажам в магазине спорттоваров не сможет справиться с управлением “Укрпочтой”. Это второй этап.
Третий – отобранных соискателей приглашаем на собеседование, которое проводит экспертная комиссия. В нее входят два заместителя министра инфраструктуры (руководитель аппарата и профильный зам) и три эксперта – один от нашей компании, второй от аудиторской компании Deloitte, третий – от консалтинговой группы EBS. Каждый из членов комиссии оценивает компетенцию кандидата по ряду жестко обозначенных параметров, что исключает всякую субъективность. По результатам интервью мы выбираем от двух до пяти соискателей, и рекомендуем их в качестве финалистов министру.
На этом этапе кандидаты презентуют главе Мининфраструктуры свою программу, как будут выполнять поставленные задачи, каких результатов и когда можно ожидать. Министр выбирает наиболее достойных, по его мнению, претендентов (также от двух до пяти), и представляет их номинационному комитету. Это уже завершающий этап.
В комитет входят пять министров – инфраструктуры, экономики, агрополитики, финансов, энергетики – и пять авторитетных независимых экспертов, порядок отбора которых пока разрабатывается. После финального собеседования комитет рекомендует министру выбранного кандидата, и он утверждается на пост согласно соответствующей процедуре.
– А что происходит с теми, кто не прошел через это “сито”?
– Мы составляем единую базу данных кандидатов, заинтересованных в работе в госкомпаниях. Своего рода “золотой резерв лидеров”. Ведь нынешний процесс – лишь первый из многих. Предстоит заполнить еще много вакансий разного уровня в других предприятиях. Информацию о прошедших оценку кандидатах будут использовать и Минэкономики, и Минагрополитики, и Мининфраструктуры, а при необходимости – и другие министерства, комитеты и ведомства. У государства колоссальная потребность в сильных руководителях, и дело найдется каждому.
– Когда станут известны имена претендентов?
– Мы приняли решение для соблюдения конфиденциальности публиковать только список финалистов, по которым министр примет решение о подаче на Номинационный комитет. Публиковать полные списки категорически нельзя. Во-первых, если собственник предприятия узнает, что его топ-менеджер готов уйти из компании – и неважно куда – это сразу отразится на их взаимоотношениях. При этом никаких гарантий, что мы наймем человека, нет. Во-вторых, претендент сразу же попадет под колоссальный прессинг: разные группы влияния будут всячески копаться в его личной истории, выискивая “грязное белье”, даже если его нет, публиковать заказные статьи, порочащие кандидатов, стараться получить над ним контроль. Примеров тому множество. Посмотрите, что сейчас происходит в публичном поле относительно нашего отбора. Неразглашение имен соискателей устраняет эти опасности.
Но я отлично понимаю, что наша страна сейчас заражена вирусом коррупции доверие общества ко всем государственным институтам нулевое. Поэтому публиковать список финальных претендентов необходимо, иначе не избежать обвинений в кулуарных назначениях.
– Выдвигаете какие-то особенные требования к кандидатам, на что в первую очередь обращаете внимание?
– В первую очередь, необходимы компетентные профессионалы, которые обладают сильной гражданской позицией. Например, будущему руководителю “Укрзализныци” предстоит кардинальным образом реформировать госмонополиста, провести акционирование компании, развернуть корпоративный центр, централизовать сервисные функции и т. д. Задача сверхтрудная. Поэтому необходимо, чтобы претендент имел опыт проведения таких преобразований. Времени учиться на собственных ошибках у него нет – нужно быстро принимать правильные решения и воплощать их в жизнь. Без прошлого опыта этого сделать не получится.
– Это единственное условие?
– Конечно, нет. Любому из директоров придется работать в условиях жесточайшего прессинга, разгребая “авгиевы конюшни”. На него будут давить лоббисты, парламентеры, различные заинтересованные группы, СМИ, общественность. Так что мы ищем человека определенного психологического склада, не боящегося трудностей, готового противостоять давлению и эффективно решать поставленные перед ним задачи. Условно говоря, мы ищем героя, готового к таким перипетиям ради возможности изменить ситуацию в стране к лучшему. А учитывая сложность реформирования и условия, в которых руководителям госкомпаний предстоит работать, можно сказать, что мы ищем Стивов Джобсов.
– Амбициозные планы. Думаете, сможете найти сравнимого по масштабу руководителя?
– Думаю, да. В Украине много профессиональных и патриотически настроенных управленцев, готовых впрячься и работать на благо страны. Наша задача – их найти.
– Такие менеджеры стоят дорого, хватит ли у государства денег, чтобы их привлечь?
– Разумеется, платить из бюджета рыночные зарплаты топам сейчас не получится. Будем искать другие возможности. Хочу отметить, что специалисты нужного нам уровня – априори небедные люди, и определенный запас финансовой прочности у них есть.
Кроме того, заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив уже заканчивает подготовку закона о фондировании топ-менеджеров, перешедших на госслужбу. Будет создан фонд, наполняемый как отечественными, так и иностранными донорами, деньги из которого направят на дополнительные выплаты государственным топ-менеджерам.
Но главное, по моему мнению: люди идут в госкомпанию не для того, чтобы заработать деньги. Для высших руководителей это шанс, выпадающий раз в жизни – возможность войти в историю, завоевать всеобщее уважение. Это серьезный вызов, и для топ-менеджеров достиженцев он значит больше, чем материальный стимул.
– Для успешного реформирования нужны гарантии независимости и широкие полномочия. Это условие выполняется?
– Министр берет на себя ответственность за управление отраслью и того же требует от руководителей ключевых предприятий. И если налицо успешная работа предприятия, то и министр доволен, и у общества меньше замечаний к работе конкретного руководителя.
Что касается полномочий, то на этот вопрос я не могу пока ответить во всей полноте. Ясно одно: они будут достаточны для реализации реформ. Обязательства будут взаимными и публичными – менеджер обещает достичь определенных результатов, а министр гарантирует, что управленец получит необходимые полномочия и ресурсы.
– Кто и как будет оценивать работу новых руководителей?
– Внутри министерства сейчас рассматривается идея оценивать деятельность руководителей на системной основе. В контракте будут прописаны их цели и сроки их достижения – контрольные точки, KPI. И периодически через СМИ или на публичных брифингах министр и гендиректора будут отчитываться о выполнении плана-графика. Общество и эксперты смогут контролировать, насколько эффективно работает тот или иной менеджер.
– Первоочередная задача топов реформирование или экономическая эффективность предприятий?
– Я бы не разделял эти задачи. В большинстве случаев сделать компанию прибыльной (или резко нарастить прибыль) не получится без масштабных преобразований. Так что это взаимосвязанные процессы: сокращения, вывод непрофильных активов, смена структуры – необходимые элементы для вывода предприятий из кризиса.
– Можете привести пример контрольных задач для гендиректора “Укрзализныци”?
– Как пример – за месяц привести 15 новых эффективных руководителей в компанию, за три месяца – сто руководителей. Каждому из управленцев будет поставлена задача подготовить преемника. Дело в том, что такие кризис-менеджеры не приходят надолго: их задача стать агентами изменений, запустить преобразования, а не сидеть на должностях годами. Поэтому так важно, чтобы они успели подготовить себе замену, которая сможет принять от них управление компанией и продолжит развитие компании в случае их ухода. (ЛигаБизнесИнформ/Транспорт Украины и мира)