Провал конкурса на замещение вакантной должности генерального директора “Укрзализныци”, фактически, обнажил подковерные игры власть имущих из разных политических лагерей. В первую очередь речь идет о противостоянии людей президента и премьера: одни “рубят” начинания других и, наоборот.

“Рискну предположить, что речь не идет о прямом противостоянии премьера и президента из-за контроля над госкомпанией, когда нужно они договариваются и решают вопросы между собой. Вероятно, идет борьба между представителями их команд, их бизнес окружения”, – заявил политолог Владимир Фесенко.

О разделе сфер влияния, жертвой которого может стать госкомпания, говорят и другие эксперты. “Премьер хочет соблюдать контроль над всем”, – считает известный экономический обозреватель Борис Кушнирук. Именно поэтому, по его мнению, в правительстве будут тормозиться шаги, которые инициируются оппонентами, представляющими Банковую.

В случае с конкурсом по отбору претендентов на главу “Укрзализныци” своеобразным “блокиратором” усилий Банковой выступил Кирилл Звонарев, бывший топ-менеджер “АэроСвита” (по одной из версий, и сегодня представляющий интересы Игоря Коломойского). Своим иском в суд он искусственно “заветировал” проведение конкурса. И тем самым, позволил людям из окружения премьер-министра свести на нет усилия представителей окружения главы государства, пытавшихся провести на пост удобного кандидата.

Комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг назначения главы УЗ, председатель Свободного профсоюза машинистов Украины (СПМУ) Семен Кариков отметил, что ему не понятно отношение нынешней власти к “Укрзализныце”, борьба за пост генерального директора напоминает некую гибридно-кадровую войну. При этом не берется в учет, ни интересы трудового коллектива, ни предприятия в целом.

“Я уже больше 50 лет на железной дороге, и мне есть, с чем сравнивать. Работники железной дороги в работе всегда руководствовались законами и правилами. В частности, в Правилах по технической эксплуатации сказано, что основная обязанность – это удовлетворение перевозок пассажиров и грузов при соблюдении правил безопасности. То есть, в функционирование ж/д транспорта, таким образом, была заложена и социальная составляющая. А нынешняя власть говорит только о прибыли, при отборе нового генерального директор конкурсная комиссия даже не рассматривала предложения кандидатов по развитию социальной сферы предприятия”, – поясняет Кариков.

Кроме того, представители и Профсоюза машинистов, и Профсоюза железнодорожников уверены, что отраслью должен управлять профессионал, который знает принципы ее работы изнутри. Вместо этого конкурсная комиссия предложила топ-менеджеров, не имеющих никакого отношения к отрасли (в представленный Номинационной комиссии шорт-лист кандидатов вошли Евгений Ромащин, генеральный директор Corum Group, Даниэль Валк и Дина Немирович – топ-менеджеры “Интерпайпа” и компании “Фармак”).

По мнению профсоюзных лидеров, это говорит о том, что к госмонополисту относятся как к бизнес-проекту в чистом виде, в результате такого подхода бесперебойная работа украинских железных дорог может быть нарушена.

“Мы уже неоднократно писали премьеру, в СНБО, ВР и даже самому президенту, прося спасти отрасль от такого управления со стороны Мининфраструктуры. Однако каждый раз получали отписку: “Мы осознаем вашу озабоченность и пересылаем ваше письмо в профильное министерство”. Ну как такое может быть?”, – вопрошает глава СПМУ.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы быть назначение на должность генерального директора специалиста, дистанцированного от различных провластных групп, готового жестко проводить собственную линию. И логично было бы это делать это уже после завершения процесса акционирования (корпоратизации) “Укрзализныци”, которое, по словам профильного министра Андрея Пивоварского, должно завершиться до конца года.

Игрища различных групп влияния во власти вокруг должности генерального директора лишь вносят сумятицу в работу компании, считают в профсоюзах. Ряд чиновников, ожидая прихода “новой метлы”, находится в ожидании “дембеля”. Между тем, ситуация в отрасли более чем сложная. За прошлый год грузоперевозки сократились на 12%, пассажиропоток снизился на 9%. Тем не менее, по словам и. о. генерального директора Максима Бланка, благодаря антикоррупционным мероприятиям удалось заметно повысить эффективность работы компании. “В 2014 г. цены на продукцию, которую потребляет отрасль, снижены на 7-8% по отношению к 2013 г. С учетом инфляции мы имеет снижение затрат на 10-20% от запланированного уровня, кроме того, значительно сужено пространство для коррупции в сфере страхования”, – заявил руководитель госпредприятия.

Именно с подачи “Укрзализницы” силами СБУ была проведена операция по задержанию с поличным начальника вокзала “Киев-пассажирский”, осуществлен переход на конкурсный отбор агентов по продаже электронных билетов, ликвидирована “коррупционная узурпация” этого канала. На фоне миллиардных хищений, происходивших при прежних руководителях отрасли, положительные сдвиги налицо. Однако безвластие, которое провоцирует эпопея с конкурсом, способствует возобновлению коррупционных схем. (Деловая столица/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий