В рамках американской помощи нашим военным, в Украину поставят несколько десятков бронеавтомобилей HMMWV, больше известных как Hummer Н1. На самом деле наши военные уже работали с данной техникой. Ведь одна из партий в почти полсотни машин поступили на службу в Вооруженные Силы Украины еще в 2001 году. И как только разведка донесла, в какой части служит HMMWV, мы незамедлительно собрали вещички, и отправились в армию.

Он уже стал легендой – как в свое время Willys. И как когда-то понятие «настоящий внедорожник» ассоциировалось с Willys, так теперь оно связано с военным автомобилем HMMWV или его «гражданским братом» Hummer’ом (это название созвучно с английским hammer – молоток). Оказывается, у всех этих машин – общие корни.

Вряд ли найдется кто-либо, кто обвинит «хамви» в отсутствии военной стати и выправки. Военный мундир как нельзя лучше подходит этому солдату фортуны. Поэтому, чтобы иметь соответствующий вид и настрой, переодеваемся в «камуфляж» и мы.

Широкий и низкий кузов, вертикально стоящие ровные стекла, почти отсутствующие свесы (мотор расположен в базе за передней осью, а огромные 37-дюймовые колеса являются практически крайними точками кузова) – по-моему, элегантность HMMWV в его грубости. Трудно поверить, но оказывается, капот у этого монстра стеклопластиковый. На тестируемый автомобиль приварили передний бампер от ГАЗ-66. Не сказал бы, что такой «тюнинг» сильно подпортил его внешность, но вот геометрическую проходимость ухудшил, увеличив передний свес и уменьшив тем самым угол въезда. До этого он составлял 72° и 47° – при установленной лебедке (угол съезда HMMWV – 37,5°).

Сомнений по поводу места проведения тестовых заездов ни у нас, ни у военных не возникло – только полигон. Там и скоростные участки есть, и непроходимые, вернее, «непроезжаемые» найдутся.

Вопреки ожиданиям, посадка в кабину легкая, только порог высоковат. Так что по тревоге экипаж мгновенно займет свои места. Можно вообще сделать машину открытой – каждая дверь снимается менее чем за две секунды. Силовой агрегат сильно сдвинут назад, за переднюю ось, поэтому даже при более чем двухметровой ширине машины каждый из четверых пассажиров ютится в своей собственной тесной норке возле двери, вокруг огромного трансмиссионного тоннеля. Обстановка в салоне по-военному спартанская – только самое необходимое, включая держатели для автоматических винтовок М-16. (Как это наши умельцы еще не переделали их под АКМ?)

Расположенный практически в салоне дизель в движении досаждает сильным шумом. Обо всех, даже мелких, неровностях и камешках «хамви» старательно докладывает всем сидящим в нем. И это при огромных колесах! В плане обзорности назад водителю приходится ориентироваться только по левому зеркалу, правое перекрывается передней стойкой кузова. Огромная и грозная с виду машина совершенно не требует привыкания и управляется буквально одним пальцем. Мощный гидроусилитель позволяет с легкостью ворочать огромными лаптями даже когда машина стоит на месте. Очень удобно для серьезного бездорожья, где колеса может подклинить камнями или ветками. Небольшой, тонкий и жесткий руль характеризует полное отсутствие реактивного усилия и информативности. Хотя управляется автомобиль хорошо. На грунтовой дороге при добавлении газа в повороте «хамви» легко уходит в занос, а затем, если переборщить с газом, как типичный «полноприводник» переходит в боковое скольжение. И при этом – никаких кренов. Правда, из-за отсутствия обратной связи на рулевом колесе отлавливать машину весом более двух с половиной тонн приходится «вслепую», не чувствуя угла поворота колес. На этом фоне достаточно острый руль смотрится даже странно, хотя это и удобно. Впрочем, в армии (и как оказалось, не только в нашей) много странного, загадочного и непонятного для гражданских лиц.

Все препятствия учебного полигона HMMWV преодолел играючи. Возник на пути мостик, который оказался уже, чем колея машины – нет проблем: поворот руля и, заложив крутой вираж, «хамви» не снижая скорости сиганул в разбитый овраг. Машину хорошо подкинуло, и шишка на голове была бы обеспечена. Но к счастью, потолок оказался обшит слоем мягкого материала, так что только помялось армейское кепи. Хуже пришлось пассажирам. Передний еще успел ухватиться за матерчатое кольцо, выполняющее роль ручки, а сидящим сзади и уцепиться было не за что.

Короткоходная подвеска позволяет тяжелой машине легко отрывать колеса от земли. Правда, ходовая настолько мощная, что безболезненно выдерживает и приземления, причем с приличной высоты. Чуть позже мы умудрились не снижая скорости преодолеть искусственный ров глубиной более трех метров с углом наклона плит, служащих для съезда и выезда, около 45 градусов.

И все же сложные участки лучше проходить на 1-й или 2-й передаче. Подлетел к очередной яме, нажал на перфорированную (чтобы нога не скользила) педаль тормоза, сбросив скорость, перевел рычаг в нужное положение – и вот уже, натужно ревя дизелем и «задирая» поочередно колеса, HMMWV уверенно преодолевает препятствие. Для особо сложных условий машина имеет блокировку межосевого дифференциала и понижающий ряд в трансмиссии. Кажется, что ничего невозможного для нее нет. Большой дорожный просвет (406 мм!) обеспечивается применением полностью независимой подвески на А-образных рычагах.

Рама, топливный бак, глушитель, агрегаты трансмиссии, тормоза Zimmermann, подвески тормозной и топливной систем, «утопленные» в кузов, делают днище «хамви» абсолютно ровным. HMMWV может буквально ползти «на брюхе», вскарабкиваться на склоны под углом 34° и не переворачиваться при крене в 22°. Машина может уверенно идти по глубокой «грузовой» колее, штурмовать полуметровые поперечные препятствия (лишь бы они не были выше бампера), преодолевать броды глубиной до полутора метров (воздухозаборник расположен над капотом, и его конструкция позволяет избегать попадания воды в двигатель). При этом максимальный крутящий момент в 345 Нм по сегодняшним меркам не так уж и велик. Все дело в том, что он передается через КПП, раздаточную коробку, главные передачи и колесные редукторы. Каждый из этих элементов и увеличивает момент, передаваемый на колеса.

Этой уникальной машине явно мало было всего, что мы ни предлагали. Ей, видите ли, подавай нечто эдакое, где сам черт ногу сломает. Что ж, направляю «хамви» к примеченному в стороне от полосы препятствий глубокому оврагу. Попавшись на диагональное вывешивание, HMMWV какое-то время беспомощно крутил двумя колесами, но через мгновение сработали межколесные дифференциалы Torsen, и тяжелая машина сдвинулась вперед и ухнула передком в овраг, высоко задрав заднее колесо. Зато теперь, когда три колеса твердо стояли на земле, «хамви» спокойно выбрался из ловушки, еще раз подтвердив, что не зря о его проходимости ходят легенды. (autocentre.ua/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий