В Испании появились автобусы с садами на крышах. Каталонский пейзажист Марк Граньен убедил городские власти в том, чтобы разбить небольшие сады, иногда с мини-прудами, прямо на крышах автобусов.
Реализация предложения Граньена обернулась, кроме всего прочего, еще и экономией энергии, затрачиваемой на эксплуатацию транспортного средства. Сад на крыше служит хорошей теплоизоляционной прослойкой, уменьшая потери тепла или холода (в зависимости от сезона), а значит снижая и расход топлива, необходимого для прогрева (или охлаждения) воздуха внутри пассажирского салона.
Уменьшение сгорания солярки приводит к сокращению выбросов СО2 и прочих газов, отнесенных к числу загрязняющих атмосферу. Плюс живая растительность, которая, размещенная на крыше, активно участвует в процессе борьбы за чистоту воздуха – каждый квадратный метр мобильной зеленой зоны способен поглотить до 20 кг двуокиси углерода в год.
“Легко посчитать, сколько углекислоты будет “съедено” передвижными экологическими зонами, к примеру, в Мадриде, где ежедневно по улицам бегают не менее 1 тыс. автобусов, – сказал Граньен. – Каждый из них может возить с собой сад, площадью в 20 кв. м. Тысяча крыш – это 2 га зеленой зоны”.
Кроме того, мобильные экологические площадки ослабляют жар, исходящий летом от уличного асфальта.
Система на основе идеи каталонского художника, технически проработанная и оформленная, уже позволила устроить пилотные версии садов на крышах нескольких автобусов в Барселоне, Жироне, Пальма-де-Майорке. Ведутся переговоры о реализации проекта в Аргентине и Великобритании.
Устраивая сад на крыше, разработчики не используют в качестве почвенного слоя (не более 7 см толщиной) собственно гумус и прочие природные субстраты, способные причинить вред корпусу машины, окисляясь или осаждаясь несмываемым слоем. Применяются различные растворимые минералы, по химическому составу близкие к природной почве, позволяющей флоре и фауне чувствовать себя в этой среде как в естественных условиях. Устанавливается в этих садах и сеть трубок, разводящая по всей площадке воду (система, известная в сельском хозяйстве как гидропоника).
Для большей гарантии непричинения ущерба потолкам, в качестве подстилки под этот специфический грунт укладывается слой стекловолокна. А на будущее разработчики предусматривают вариант установки вместо металлической крыши пластиковой – экономия веса, позволяющая сберегать энергию и повышать устойчивость против любых химических процессов.
Автобусы возят на крышах зеленые насаждения “невысокого роста” – розмарин, тимьян, мяту, различные цветы (по сезону), вплоть до некоторых сортов клубники, салата и цикория. “Те растения, которые в большинстве своем занимают места в этих садах и огородах, требуют очень малое количество воды. В принципе, поливать их один раз в месяц – достаточно”, – рассказывает Граньен.
Впервые Марк попытался реализовать свою идею садов на крыше в Испании еще в 2012 г., но “столкнулся с трудностями, видимо, связанными с кризисом”. (DirectPress/Транспорт Украины и мира)